Необычные подозреваемые
автор: Елена Геда
19 июня 2009
Служба безопасности Украины дважды пыталась закрыть в судебном порядке уголовное дело по факту прослушивания заместителя генпрокурора Рената Кузьмина. Впрочем, следователи Генпрокуратуры продолжают расследование фактов, связанных с незаконным прослушиванием телефонных разговоров заместителя генпрокурора. Не исключено, что в ближайшее время круг потерпевших от контрразведывательной деятельности СБУ расширится за счет председателя совета центра "Правовая держава" Виктора Медведчука.
Вчера стали известны подробности расследования уголовного дела по факту прослушивания телефонных разговоров заместителя генерального прокурора Рената Кузьмина. В распоряжении издания оказался ряд документов, свидетельствующих о том, что еще в марте, признав факт незаконного прослушивания господина Кузьмина, СБУ не оставляла попыток прекратить расследование, инициированное Генпрокуратурой.
Напомним, в феврале с просьбой проверить факты незаконной выдачи санкций на прослушивание в Генпрокуратуру обратился член парламентского комитета по вопросам правосудия Святослав Олийнык (БЮТ). 2 марта заместитель генпрокурора Ренат Кузьмин подал рапорт на имя генпрокурора Александра Медведько, в котором сообщил, что в январе 2008 года СБУ возбудила в отношении него контрразведывательное дело, в рамках которого до декабря 2008 года проводила оперативно-розыскные мероприятия, в частности "снятие информации с каналов связи". 4 марта ГПУ возбудила уголовное дело №49-2685 по факту превышения полномочий служебными лицами Главного управления по борьбе с коррупцией и оргпреступностью (ГУБКОП) СБУ и нарушения неприкосновенности личной жизни.
Из документов следует, что постановление о возбуждении уголовного дела было обжаловано в суде заместителем начальника 1-го управления ГУБКОП СБУ Константином Муликом. После того как Святошинский райсуд Киева постановил прекратить расследование, Главное управление военных прокуратур ГПУ 14 апреля возбудило еще одно уголовное дело №49-2718 — на этот раз по факту составления и внесения служебными лицами ГУБКОП СБУ в официальные документы заведомо неправдивых данных. Однако расследование этого дела также было прекращено Святошинским райсудом по иску СБУ. Законность решения судов, закрывших дела, сейчас рассматривает Апелляционный суд Киевской области.
- Наши сотрудники считают, что действовали в рамках закона, — заявила руководитель пресс-службы СБУ Марина Остапенко. — И если суд отменяет (постановление о возбуждении уголовного дела. — ред.), значит, считает, что дело было возбуждено незаконно. Кто у нас главный: суд или прокуратура?
Впрочем, несмотря на то что производство по обоим делам было приостановлено в судебном порядке, расследование фактов, связанных с незаконным прослушиванием господина Кузьмина, продолжается. На днях ГПУ возбудила еще одно, третье уголовное дело и продолжила проведение следственных мероприятий.
- Постепенно устанавливается круг лиц, причастных к организации незаконных прослушиваний государственных деятелей. Уже известна роль и место Дурдинца (бывший заместитель главы СБУ Тиберий Дурдинец, сейчас находится в международном розыске. — ред.). Еще одним фигурантом является сотрудник СБУ Павленко (заместитель главы СБУ Анатолий Павленко, курирует деятельность контрразведывательного управления. — ред.), — рассказал господин Олийнык. — Но самым пикантным фигурантом этого телефонного скандала я бы назвал председателя Апелляционного суда Киева Антона Чернушенко. У меня нет сомнений, что именно он играл одну из ключевых ролей, выдавая незаконные санкции на прослушивание. Насколько мне известно, сейчас в отношении него проводится целый ряд оперативно-розыскных и следственных мероприятий.
Вчера связаться с господином Чернушенко не удалось.
В ближайшее время круг потерпевших от контрразведывательной деятельности СБУ может расшириться. Ранее о прослушивании телефонных разговоров открыто заявляли лишь Ренат Кузьмин и заместитель главы фракции БЮТ Андрей Портнов. А недавно председатель совета центра "Правовая держава" Виктор Медведчук обратился к генпрокурору с просьбой возбудить уголовное дело в отношении должностных лиц СБУ, которыми "фальсифицируются доказательства для возбуждения уголовного дела по обвинению в государственной измене". Речь идет о делах контрразведывательной защиты, одно из которых значится под агентурным названием "Патриот" в отношении Виктора Медведчука, второе — под агентурным названием "Связист" в отношении его помощника Мартынова. Документы свидетельствуют о том, что прослушивание телефонов господина Медведчука осуществлялось под предлогом его возможного шпионажа в пользу Российской Федерации.
Помимо прочего, вчера стали известны подробности возбуждения аналогичного дела в отношении Рената Кузьмина. Изначально сообщалось лишь о том, что он нарушил режим "работы с секретными документами за пределами режимного учреждения — Генеральной прокуратуры". Между тем, в СБУ подозревали, что заместитель генпрокурора занимался шпионажем в пользу Израиля. Выяснить, что послужило основанием для таких подозрений, следователям ГПУ пока не удалось. "Решение суда относительно предоставления разрешения на проведение оперативно-технических мероприятий, временно ограничивающих права граждан, по делу №3109 (контрразведывательное дело, в рамках которого судом была выдана санкция на прослушивание телефонных разговоров Рената Кузьмина. — ред.), на момент предоставления запроса уничтожено", — говорится в рапорте начальника отдела надсмотра над соблюдением законов при проведении оперативно-розыскной деятельности ГПУ Юрия Сватки. Дело №3109, на которое ссылается сотрудник ГПУ, было уничтожено 30 декабря 2008 года.
Депутаты предлагают согласовывать прослушивание с ГПУ
Вчера на сайте Верховной рады был обнародован законопроект "О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно усовершенствования механизма защиты конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскной и контрразведывательной деятельности)". Его инициаторами выступили народные депутаты фракции БЮТ: Сергей Мищенко, Виктор Швец и Юрий Прокопчук.
Документом предлагается урегулировать процедуру предоставления апелляционным судом правоохранительным органам разрешения на отслеживание конфиденциальной информации граждан через снятие в рамках проведения доследственной проверки информации с каналов связи, телефонных разговоров, переписки, телеграфной и другой корреспонденции.
Согласно изменениям, орган, который хочет получить конфиденциальную информацию о том или ином человеке с указанных источников в рамках любого, в том числе контрразведывательного, дела, должен обратиться с соответствующим, согласованным с прокурором, представлением в апелляционный суд по месту проведения оперативно-розыскной деятельности. При этом судья при рассмотрении такого представления должен проверить наличие оснований для осуществления указанных мер, невозможность получения информации другим путем и принять мотивированное решение. Решение суда может обжаловать прокурор или его заместитель в кассационном порядке в Верховном суде.
- Все оперативные дела, кроме контрразведывательных, проводятся по согласованию с прокурором. Захочет лидер Партии регионов Виктор Янукович, чтобы в отношении него завели контрразведывательное дело? Думаю, нет! Все грязное белье под прикрытием контрразведывательной деятельности будет выбрасываться перед президентскими выборами. Поэтому главная цель законопроекта — обезопасить всех граждан, политиков, правоохранительные органы от таких провокаций, — объяснил суть законопроекта Сергей Мищенко. Людмила Долгополова