Эксперты считают, что украинская налоговая система не способствует выходу страны из кризиса. По их мнению, нужно уменьшить налоговую нагрузку, расширить налоговую базу и упростить процедуру администрирования налогов. Действительно ли это необходимо и что будет с гривной к концу года, рассказал корреспонденту "Известий в Украине" Зое Роман заместитель председателя Национального банка Украины, вице-президент Ассоциации налогоплательщиков Александр Савченко.
Можно ухудшить ситуацию, а можно и улучшить
вопрос: Сейчас гривна укрепляется. Продолжится ли этот процесс?
ответ: В конце прошлого года мне никто не поверил, когда я призывал изменить валютное регулирование. Моя позиция состояла в том, что резервы под валютные кредиты должны формироваться в гривне и нужно навести порядок с валютной позицией. Время показало, что как только новое регулирование вступило в силу, ситуация стала улучшаться.
Сейчас курс равновесия для Украины находится на уровне 7 грн/долл. Но дальше нужно думать: если гривна будет укрепляться до 6 грн/долл., а другие валюты по отношению к доллару останутся на прежних позициях, это отрицательно повлияет на конкурентоспособность нашей продукции.
Исходя из этого, я убежден, что до конца нынешнего года курс будет на уровне 7 грн/долл. Вероятно, что в следующем году гривна будет усиливаться и дальше.
в: Является ли это свидетельством оздоровления экономики?
о: Мы уже видим первые признаки стабилизации украинской экономики. Я еще в январе говорил, что Украина достигла дна кризиса. А дальше все зависит от политики наших высопоставленных чиновников. Можно ухудшить ситуацию, а можно и улучшить. Если государство найдет для экономики дополнительные средства, которые пойдут не на валютный рынок, а на кредитование, то мы уменьшим падение в нынешнем году по отношению к прошлому — вскоре можно ожидать роста. Главное, что внешние финансовые и торговые факторы уже не влияют отрицательно на Украину. Самая большая проблема — это наша внутренняя ситуация, а именно: политическая нестабильность.
Для Налогового кодекса время не пришло
в: Как вы оцениваете отношения налоговик — налогоплательщик во время нынешнего кризиса?
о: Я думаю, что сейчас большинство граждан Украины и представителей бизнеса довольны работой налоговой службы. Отношения налоговик — налогоплательщик становятся все более цивилизованными, в чем немалая заслуга и нашей Ассоциации налогоплательщиков. Когда налоговая видит, что предпринимательская структура вовремя платит отчисления, то ее, соответственно, меньше проверяют. С другой стороны, если предприятие показывает огромные доходы и при этом не платит деньги в бюджет, то его чаще и тщательнее проверяют. И это абсолютно правильно. Таким образом, по моему мнению, нужно и дальше двигаться.
в: Неужели этому продвижению способствует налоговая система?
о: В этом вопросе у нас, к сожалению, достижений нет. Украинская налоговая система слишком запутанная и громоздкая. Эксперты справедливо называют ее одной из худших в мире. На Украине слишком много налогов и систем учета — налоговая, бухгалтерская, управленческая. А предприниматели, которые выходят на международные рынки, работают еще и по международным стандартам бухучета. Это создает большую нагрузку на бухгалтеров и, соответственно, вообще на бизнес.
в: Какие, по вашему мнению, самые большие проблемы украинской налоговой системы?
о: Во-первых, проблема не в налоговой службе, а в законодательной базе. У нас много налогов, которые трудно администрировать. Налоговые системы ведущих европейских государств, на которые, кстати, ориентируются и на Украине, реформируя собственную систему налогообложения, характеризуются взаимным доверием налоговой и субъекта налогообложения. Их отношения прозрачны (чем мы похвастаться не можем), а система уплаты налогов проста.
Именно в этих вопросах, прежде всего, требуется усовершенствование. В будущем Украина должна радикально упростить налоговую систему. По моему убеждению, сейчас налоговая система не выполняет функций стимулирования экономического развития, справедливого налогообложения и т.д. Я бы оставил в активе пять-шесть налогов. Мелкие малоэффективные налоги лучше отменить и сэкономить на администрировании.
в: Стоит ли во время кризиса принимать Налоговый кодекс?
о: Сейчас это нецелесообразно. К сожалению, принятие Налогового кодекса заполитизированно. Когда же важным экономическим вопросом занимаются политики, ни к чему хорошему это не приводит. Я бы сначала упростил налоговое законодательство, а затем оформил бы это в виде Кодекса. Очень важно, чтобы данным процессом занимались парламентарии-специалисты совместно с представителями Государственной налоговой службы и Министерства финансов.
в: Изменение законодательства — довольно длительный процесс. А что можно и нужно сделать сейчас, чтобы улучшить экономическую ситуацию в стране?
о: Сейчас уменьшаются объемы производства, падает прибыльность предприятий, сужается база налогообложения. В таких условиях довольно сложно обеспечить бюджет налоговыми поступлениями. Скажу как банкир: сейчас нужно сделать все, чтобы обеспечить украинский рынок финансами.
Я бы советовал как можно скорее возобновить кредитование экономики. Восстановив его, государство наполнит экономику деньгами, соответственно возрастет и база налогообложения. Украина же намного легче и быстрее выйдет из кризиса. Сейчас, к сожалению, кредитование уменьшается. Следовательно, ни о каком росте не может быть и речи. Без решения этого вопроса, уверен, будет все труднее наполнять бюджет.
Для богатых — налог на качественный бензин
в: Сейчас эксперты говорят, что необходимо уменьшить нынешние налоги и одновременно расширить налоговую базу. Они уверены, что только так Украина сможет выйти из кризиса. Поддерживаете ли вы эту позицию?
о: Конечно. Надо навести порядок в расчете прибыли предприятий, чтобы амортизация не облагалась налогом, чтобы все расходы можно было отнести к себестоимости. Очень важно также уменьшить НДС. У нас один из самых высоких в мире налогов на добавленную стоимость. Этот налог приводит к увеличению теневого сектора экономики. Следует осознать, что НДС — это налог для бедных, ведь у богатых есть возможность его возместить.
Подавляющее большинство людей платят этот налог, покупая продукты и товары первой необходимости. А с другой стороны — бизнесмены-толстосумы, которые наполняют карманы миллионами, полученными из бюджета в виде возмещенного НДС. Я бы снизил налог на добавленную стоимость до 15%, а потери бюджета от этого компенсировал бы за счет увеличения акциза на бензин.
в: Это ваш фирменный рецепт по налогообложению богачей?
о: Да. В отличие от многих экспертов, которые предлагают ввести налог на недвижимость для богачей, я считаю, что такой шаг будет иметь катастрофические последствия для экономики Украины. Во-первых, мы можем окончательно разрушить строительную отрасль, а ведь это движущая сила экономики. Во-вторых, данный налог сложно администрировать — недвижимость трудно учитывать и оценивать.
Мое предложение: ввести европейский акциз на качественный бензин А-95 и А-98. Тогда бизнесмены, которые ездят на дорогих автомобилях (а у нас все ездят на таких), будут платить примерно вдвое больше. Я подсчитал, если принять во внимание обслуживание богачей и их охранников, то с каждого такого бизнесмена ежемесячно в бюджет будет поступать дополнительно до $1000. Это намного проще, эффективнее и главное — гарантированно (богачи не могут обойтись без дорогих авто, обслуги и охраны). Легко подсчитать, что за год с каждого такого бизнесмена в государственный бюджет будет поступать дополнительно до $12 тыс. Это намного больше, чем может потенциально принести в государственную казну налог на недвижимость. Вот тогда у нас начнется перераспределение в пользу бедных, поскольку бедные, если и пользуются дорогим бензином, то в гораздо меньших объемах, чем богатые. В то же время бедные смогли бы гарантированно меньше платить за продукты и товары первой необходимости.
в: Вы слышали о том, что предпринимателей заставляют платить налоги наперед?
о: Я встречал в прессе информацию о таких случаях. В рамках задекларированного партнерства "налоговики — плательщики налогов" допускаю, что это нормальные отношения. Когда есть недобор налогов, а у предпринимателя есть избыточные средства, то он может на добровольной основе уплатить налоги. Ничего в этом плохого нет. Хочу напомнить, что ранее во время крупных кризисов в некоторых странах люди сдавали государству даже золото, драгоценности и т.д. В нашем случае бизнес, уплачивая налоги наперед, помогает государству с честью преодолеть временные трудности.
02.06.09