автор: Михаил Подоляк
03 июня 2009
Сивкович не просто публичный спикер по теме отравления Ющенко. Он — крайне заинтересованное лицо. А это уже совершенно иной статус и совершенно иная роль. Установлено, что Сивкович был близок к Сацюку и имел с ним активные отношения в период, который так интересует следственную группу. Сацюк, как известно, один из главных подозреваемых. Следовательно, Сивкович, как минимум, важный свидетель. Тогда вопрос: как заинтересованное лицо (свидетель) может комментировать ход следствия и требовать конфиденциальные материалы? Ответ: в нынешней Украине возможно все.
О скучном и надоевшем. О старой пластинке. Отравление кандидата в президента Виктора Ющенко — по сегодняшний день загадочная и неразрешимая головоломка. Особой пикантности которой добавляет тот факт, что, даже имея в руках определенную полноту власти, Ющенко так и не может разобраться, кто и почему пытался его устранить. А все потому, что в этой истории прямо или косвенно замешены интересы очень многих крутых игроков из числа политvip-ов. Впрочем, меня интересует не столько сам процесс расследования этой загадки в духе "Агаты Кристи", но периодически возникающие агрессивные информационные кампании по дискредитации "следственных бригад Генпрокуратуры". Стоит последним сделать парочку осмысленных следственных действий и хотя бы на йоту приблизится к разгадке, как следует жестокий удар информационной кувалдой. Как правило, за подобными ударами неизменно маячит эпическая фигура Владимира Сивковича. С чего бы это Владимиру Леонидовичу так стараться?
Напомню: в конце лета-начале осени 2004 года — в самый разгар скандальной выборной кампании — с кандидатом Ющенко приключилось нечто, что надолго выбило его из агитационной колеи, а позже получило название "диоксиновая диверсия". Посреди весьма насыщенного тура по городам и весям страны, Ющенко вдруг на несколько недель исчез из поля зрения избирателей. Оказалось, что он был сильно отравлен весьма специфическим препаратом — "диоксиново-протеиновым коктейлем", никогда до этого случая не применявшимся для целенаправленного умышленного воздействия на организм человека с целью доведения его до временной или постоянной неработоспособности. Или даже для обеспечения биологической смерти.
Этот грандиозный скандал так и не вылился пока в конкретные приговоры суда. Более того, сегодня эта тема вызывает явное отторжение в широком общественном мнении. Рядовые и не только потребители информации устали, им не хочется больше слушать об этом, не хочется вникать в пустопорожние и часто слабомотивированные версии. Доминирующая в общественном мнении позиция: "а не все ли равно — травили кандидата Ющенко или нет?"
Очевидно, что формирование общественного равнодушия не обошлось без пресловутых информационных технологий. Отравление засмеяли, заабсурдировали, затаскали, заговорили максимальным числом попутной, но никчемной информации. К тому же, слишком длительный период "нераскрытия" породил миф о нераскрываемости этого дела.
Казалось, финальной точки в истории об отравлении не будет поставлено никогда. А И вдруг группу следователей возглавила Галина Климович. Следственные действия резко интенсифицируются (о качественных результатах пока не говорим), количество допросов тех же ВИП-ов растет… И тут начинают проявляться неожиданные детали. При этом у кое-кого сдают нервы. Хотя тема еще продолжает вызывать раздражение у широких кругов: "Зачем тянуть жвачку?". Агрессия, откровенные оскорбления, направленные не только на всю следственно-оперативную группу, но и на конкретных следователей (того же Алексея Донского, о чем "ТЕМА" писала ранее), звучащие из уст политиков, наводят на предположение, что группа Климович наступила кое-кому на мозоль.
При этом некоторые потирают руки и под шумок скандала решают собственные задачи. Тот же Владимир Леонидович Сивкович, который по странной прихоти возглавил парламентскую "Временную следственную комиссию по вопросам расследования обстоятельств отравления Виктора Ющенко и выяснения причин и лиц, виновных в затягивании расследования данного уголовного дела", почти сразу после вступления в должность обратился в прессу с традиционными заявлениями о том, что черное — это белое. Но подробнее о Сивковиче, классике смены цветов и комментариев по любому поводу, чуть позже. Пока — еще пару слов об отравлении.
Провокаторы и отравленцы
Отравление было. Клиническая картина. Состояние внутренних органов во время болезни. Внешние и внутренние проявления. Лабораторные данные. Все это однозначно указывает на вещество, которым травили Ющенко. Тем не менее, не на все ключевые вопросы найдены ответы. Так, крайне сложно достоверно установить, когда и где произошло отравление. По косвенным признакам можно сделать допущение о том, где могло быть совершенно покушение с наибольшей долей вероятности.
Еще одно любопытное обстоятельство: об отравлении намного больше знают некоторые представители ближайшего окружения кандидата в президенты на то время. Знают, но предпочитают не делиться этими знаниями. Более того, сегодня наиболее информированные представители этого окружения — те же Давид Жвания и Николай Мартыненко — уже неформально входят в группу Юлии Тимошенко и выдают совершенно иные комментарии по теме. В частности, факт отравления используется уже для дискредитации самого Ющенко. А ведь еще летом 2005 года Давид Важаевич делал странные, но полные уверенности заявления о возможной причастности к отравлению… Юлии Тимошенко.
Впрочем, умение наших политиков радикально менять тональность своих заявлений, их склонность к ситуативному предательству вряд ли кого-то удивит сегодня. Из событий сегодняшнего дня, в частности, из поспешных критических заявлений того же Сивковича, можно сделать еще одно предположение: сам факт отравления по-прежнему используется в качестве действенного политтехнологического инструмента, который должен усиливать атакующую информационную активность знаковых политиков. Кроме того, действия парламентской ВСК, жестко и оскорбительно наехавшей на следователя Донского, говорит о стремлении комиссии кровь из носу получить оперативные материалы следственного дела (что запрещено законом и потому абсурдно), а также установить, насколько глубоко и по каким направлениям и конкретным персонажам уже продвинулась группа. Материалы нужны, чтобы как минимум, наносить болезненные удары по Ющенко, пользуясь фактурой по отравлению и зная его отношение к этой теме. А программа-максимум: окончательный развал дела, которое вышло на финишную прямую.
Женщина, которая жестко допрашивает
А теперь о том, что в очередной раз спровоцировало пароксизм нервозности господина Сивковича и находящихся в тени заказчиков антиотравленческого пиара. Некоторое время назад следственную группу по этому делу возглавила Галина Климович. И сразу почти полностью обновила состав группы, выскребла из дела все нестыковки, пропущенные странности, вычленила не до конца допрошенных свидетелей и начала активные действия. Климович — человек с однозначной репутаций железной леди, которая, грубо говоря, плевать хотела на репутации, рейтинги и амбиции самых больших ВИП-ов. Она практикует так называемый жесткий продолжительный "личный допрос", в результате которого даже самые стойкие мужчины попадают в крайне затруднительное положение и начинают ломаться. Неудивительно, что эти самые полит-ВИП-ы боятся ее на уровне подсознания, панически отказываются ходить на "собеседования", а в ходе бесед (если они все-таки происходят) выдают самые неожиданные детали. Климович слишком жесткая, прагматичная и недоговороспособная (в традиционно-коррупционном украинском смысле) — она не готова беседовать на темы компромиссов, ей нужна единственно конкретика. Лучше — с оговорками, ошибками и прочими личными психологическими комплексами допрашиваемых. Она — властная женщина. С ней, как и с Юлий Тимошенко в большой политике, у "крутых мужиков" возникает комплекс неполноценности, начинаются истерики образца: "Не пойду я к ней на разговор!" А ходить надо — Климович взяла в оборот всех. В том числе и самого президента Ющенко, по ходу заявив буквально следующее: "Либо вы говорите мне правду и не вмешиваетесь со своими советами в ход расследования, либо сейчас же отказываетесь от меня как от руководителя группы". И не преминула добавить: "Подгонять что-то под что-то не намерена и каким бы не был конечный результат, я обязательно озвучу его публично". Ющенко, в свою очередь, пережив типичный мужской шок, когда женщина безапелляционно берет бразды правлении в собственные руки, все же согласился на повторную следственную экзекуцию. Чего не скажешь о прочих фигурантах. С другой стороны, Климович собрала группу следователей, которые буквально землю роют, отрабатывая различные версии с самого начала и часто вскрывая факты, о которых уже многие забыли и которые многих напугали. Жесткость Климович и резвость следователей, очевидно, так сильно повлияла на жизненный тонус некоторых людей, знающих об отравлении больше простых смертных, что вскоре был реанимирован проект "Сивкович — инфокиллер". Об этом — подробнее.
Платные услуги
Владимир Леонидович — вполне неплохой человек. Деловитый, не суетливый, иногда хорошо говорящий на публику. На первый взгляд, абсолютно самостоятелен. Это — картинка для непосвященных. При более некотором анализе его личности и поступков, приходишь к крамольной мысли: любой желающий, располагающий достаточной суммой, может ангажировать Владимира Леонидовича для выполнения "специфической" информационной работы. Какие конкретно неформальные услуги предлагает господин депутат?
Конечно, у его "предприятия" нет общедоступного прайс-листа. Поэтому автор взялся составить его самостоятельно. Первое: организация мелких провокаций в классическом КаГеБешном стиле, когда настоящая тема (предмет разбирательства) вульгарно забалтывается. При этом максимально грязно и без привязки к действительности, а также перекручиванием высказываний "цели" выдаются комментарии в адрес конкретных людей (в нашем случае — следователей), чем преследуется цель создания неприличной репутации.
Второе: осуществляется "перевод стрелок" на абстрактные темы.
Третье: общественное мнение усыпляется методом бесчисленных бессмысленных повторов и за счет "выдавливания из темы" настоящих экспертов. Как только в дискуссию (например на тему отравления) вступает Сивкович, к ней сразу теряют интерес серьезные люди. Шоу абсудра от Сивковича навевает зевоту. Это очень важно заказчикам, ведь привлечение Сивковича позволяет перенести "отравленческую сагу" на страницы желтых изданий, поставив в один ряд с темами "НЛО" и перипетий "Евровидения". Что может быть лучше такой дискредитации?
Четвертое: создание и распространение заведомо ложных версий. Так, Сивкович долгое время убеждал всех, что "болезнь Ющенко является следствием выраженной аллергической реакции на лечение так называемыми "стволовыми клетками". Потом последовало уточнение в стиле попсовой прессы: лицо Ющенко пострадало в следствие использования известного "омолаживающего" агента — botoxа. С подачи Сивковича "косметологическая версия", несмотря на полную бездоказательность, долгое время циркулировала в прессе и в кулуарах. Также настойчиво распространялись слухи, что неудачную микрооперацию сделали толи в Чехии, толи в Германии в середине июля 2004 года.
Пятое: провокативное нагнетание конфликта со следственной группой и попытка втянуть следователей в открытую публичную дискуссию, где Сивкович, мастер разводок и лжи, спокойно переиграет любого оппонента-следователя. Ведь с одной стороны, он имеет группу приближенных журналистов, которые будут информационно фонить, продвигая только его версии. С другой, Сивкович не испытывает дискомфорта, генерируя на публику все более изысканные лживые конструкции (или, если говорить корректнее — "заблуждения").
Шестое: предпринимаются откровенные попытки вытянуть из следственных органов любую важную оперативную информацию. Некоторые трактуют это как особую форму психического отклонения, заставляющего больного перманентно создавать и разоблачать заговоры. Кто-то указывает на конкретные суммы денег, которые через посредников выплачиваются исполнителю публичных трюков сизобличениями-обвинениями. И добавляют при этом, что раньше роль посредников брала на себя… измайловская криминальная группировка (Москва). Кто сегодня посредник — пока неясно.
Тем не менее, эскапады и агрессия Сивковича не так бессмысленны, как это может показаться поначалу. И виной тому не один лишь PR. Между прочим, Сивкович уже во второй раз возглавляет соответствующую парламентскую комиссию, которая пытается выведать оперативные тайны уголовного дела.
Впервые он поработал главой этой комиссии осенью 2005 года. Но тогда Сивкович выступал исключительно в качестве банального "информационного киллера", примитивно бившего по репутации Ющенко на фоне полнейшей потсреволюционной растерянности в рядах президентских оппонентов. Он собрал некоторую конфиденциальную информацию, в частности касающуюся передвижений кандидата в президенты Ющенко летом 2004 года, и сделал определенные (часто — лживые) выводы.
Сегодня ситуация намного хуже. Сивкович не просто публичный спикер по теме. Он — крайне заинтересованное лицо. А это уже совершенно иной статус и совершенно иная роль. В частности, установлено, что Сивкович был близок к Сацюку и имел с ним весьма активные отношения в период, который так интересует следственную группу. Сацюк, как известно, один из главных подозреваемых. Следовательно, Сивкович, как минимум, важный свидетель. Тогда вопрос: как заинтересованное лицо (свидетель) может комментировать ход следствия и пытаться получить интересующие его конфиденциальные материалы? Ответ: в нынешней Украине возможно все. И Сивкович делает все правильно: он не желает давать показания, а потому агрессивно атакует следователей. А дальше все по кругу. Он либо еще раз сильно утомит общественное мнение "отравлением" и общественность завопит: "Хватит! Ставьте точку и закрывайте дело. Без результатов и без установления виновных". Либо добьется… смены следователей. Дело уйдет на новый виток и все опять затихнет. А после того, как Ющенко проиграет выборы, будет не до расследования пыльного кандидатского отравления…
PS. Автор пишет о некоторых деталях дела, поскольку сам официально проходит по этому делу в качестве свидетеля и также вынужден был в апреле-мае 2009 года проходить через многочасовые допросы в Генеральной прокуратуре по делу отравления Ющенко.
18.05.2009