автор: Мустафа Найем
19 января 2009
Он молчал слишком долго. Он молчал в 2004-м, когда разгорались скандалы вокруг причастности компании Eural Trans Gas к Семену Могилевичу. Он промолчал и на следующий год, когда правительство Юлии Тимошенко начало демонстративную войну против газовых посредников.
Он продолжал молчать даже когда Виктор Ющенко умолял американские спецслужбы и руководство Raiffeisen Investment назвать имена настоящих совладельцев RosUkrEnergo. Ведущие мировые экономические издания два месяца высмеивали бессилие украинских властей в попытках найти "загадочного миллиардера", а он продолжал безмолвствовать.
Не поколебали его стойкость и платежки RUE на имя мифической компании "Петрогаз", якобы принадлежащей Петру Ющенко.
Его не заставила говорить реплика Владимира Путина, брошенная в лицо президенту Украины в начале 2006-го: "Вот вы у Виктора Ющенко и спросите. Там 50 процентов "Газпрома", а 50 процентов — украинской стороны… Кого они завели на эти 50 процентов под вывеской Райффайзенбанка, я не знаю…".
Наконец, чудо свершилось 13 января 2009 года. В этот день Дмитрий Фирташ впервые "отработал" в прямом эфире несколько часов, хотя до этого позволил себе считанные короткие интервью Financial Times, "Ведомостям" и "Эху Москвы".
- …В первый день работы парламента, который начался во вторник, из пятидесяти человек выступающих сорок человек говорили мою фамилию, и сорок человек называли компанию, которая имеет ко мне отношение! Поэтому у меня встал вопрос: наверное, есть смысл мне прийти в парламент и спросить, что их интересует в моей фамилии, что им интересно о моем бизнесе, и я могу им ответить. Не надо с трибуны просто так говорить, позовите меня к себе, понимаете? — обращался к гостям студии телеканала "Интер" Дмитрий Фирташ, став, наконец-то публичным человеком.
Вряд ли двадцать лет назад работник пожарного отделения Черновецкой обувной фабрики мог представить себе, что когда-нибудь в прямом эфире главного телеканала страны скажет в лицо вице-премьеру:
- Разница между вами и мной в том, что за мной стоит 50 тысяч людей, которые работают у меня со мной и на меня… И если вы уже вытянули меня на телевидение, попытались меня сделать жертвой, то вот ее получите, я здесь, сижу!
Дмитрия Фирташа к эфиру явно готовили. Многие фразы позаимствовал из своих же недавних интервью. При этом вел себя уверенно, как хозяин.
Отсутствие опыта публичных выступлений Дмитрия Фирташа компенсировалось откровенной поддержкой ведущих эфира — Андрея Данилевича и Юлии Литвиненко. Совладелец телеканала открыто давал указание журналистам, а во время собственного выступления фактически стал модератором дискуссии в студии.
- Я пошел сюда, потому что уже надоело. Нельзя обманывать все время людей и делать кого-то идолом, понимаете? Поэтому давайте вы (ведущим — УП) помолчите, чтоб не обвиняли. Кто хочет со мной поучаствовать — давайте! Вы? Я готов. Вы? Давайте. Я готов, — с надрывом обращался он к Александру Турчинову. — Вы ж меня сюда позвали, чтобы я отвечал! Не хотите, чтобы я говорил, тогда не называйте мою фамилию публично, и я не буду приходить сюда и говорить….
- Это вы нас сюда пригласили, потому что именно вы являетесь владельцем этого канала, — ответил соратник Тимошенко. — Мы принимаем участие в вашем шоу.
Реплика осталась без ответа. Молчание Фирташа окончательно поставило точку в спорах о том, кто главный акционер "Интера".
Справедливости ради, надо признать, что совладелец RUE стал первым украинским миллиардером, принявшим участие в прямом эфире политического ток-шоу. Ни Ринат Ахметов, ни Виктор Пинчук, ни Игорь Коломойский, несмотря на доступ к подконтрольным СМИ пока этим похвастаться не могут.
КОЗЫРЬ "СЕМЕН МОГИЛЕВИЧ"
Кто первым вспомнит Семена Могилевича, было вопросом тактики. Очевидно, что и в БЮТ, и в окружении Дмитрия Фирташа готовились к тому, что это имя во время эфира всплывет.
Дело в том, что в причастности к одному из пяти самых разыскиваемых ФБР криминальных авторитетов в разное время обвиняли и Юлию Тимошенко, и совладельца RUE.
Но, то ли по забывчивости, то ли сознательно, бывший завотделом пропаганды Днепропетровского обкома Ленинского комсомола Александр Турчинов не воспользовался своим преимуществом первого голоса. И проиграл.
- А я вам теперь хочу ответить на то, что вы сказали по поводу моей биографии. Я так понимаю, вы намекаете за Могилевича? Я правильно понимаю, чего вы хотели? Чего мы стесняемся-то? Это же ваш единственный козырь! Вы раскрутили эту тему. А теперь давайте мы посмотрим, кто был председателем СБУ в 2005 году, не вы ли сударь? Вы были председателем СБУ! — обратился Фирташ к Турчинову.
- Задаю вопрос: если бы я был связан с Могилевичем, и имел к нему отношение, прямое… Человек, который возглавляет СБУ — не я возглавляю, вы возглавляете! — проводит работу в СБУ, правильно, при этом каким-то образом непонятно пропадают все оперативные документы, пропадают уголовные дела, и что происходит? Все сгорело!
- Задаю вопрос: если бы я был в этом замешан, если бы там что-то было на меня, наверное, вы бы сработали с этим вопросом, наверное, вы бы отдали эти документы. Значит, у меня есть другое впечатление, дорогой мой товарищ: документы, наверное, есть на вас, и вы имеете к этому отношение непосредственное. И вы не хотели отвечать и обманываете, как всю жизнь вы это делали…
В июле 2005 года в интервью The Financial Times председатель СБУ Александр Турчинов действительно заявлял о расследовании в отношении компании RosUkrEnergo. В частности, следствие выясняло, не контролируется ли швейцарская компания Семеном Могилевичем.
Задаваясь вопросом "если бы я был связан с Могилевичем, и имел к нему отношение, прямое", совладелец RUE сознательно сделал поправку "прямое".
Между тем, "Украинская правда" уже публиковала расследование относительно причастности Дмитрия Фирташа к Семену Могилевичу.
Действительно, прямых доказательств совместного ведения бизнеса Дмитрием Фирташем и Семеном Могилевичем нет. В то же время есть множество косвенных фактов, которые указывают на их тесное сотрудничество.
Во-первых, компания Eural Trans Gas, правопреемником которой, по признанию самого Дмитрия Фирташа, стала компания RosUkrEnergo, была зарегистрирована по его указанию адвокатом Семена Могилевича Зеевом Гордоном, известным также как Владимир Авербух.
Более того, директором Eural Trans Gas выступал бывший министр культуры Венгрии Андраш Кнопп, которого считают человеком, близким к Семену Могилевичу.
Во-вторых, Дмитрий Фирташ, по его же собственному признанию, совместно со своей супругой Марией являлся совладельцем ООО "Ринвэй", компании, которая, в свою очередь, была акционером "Арбат Престиж".
Напомним, на данный момент Семен Могилевич находится под арестом по обвинению в неуплате налогов компанией "Арбат Энд Ко", которой принадлежит сеть парфюмерных магазинов "Арбат-Престиж".
В-третьих, Дмитрий Фирташ связан с Семеном Могилевичем через двух его супруг — Галину Телеш и Ольгу Шнайдер. Госпожа Телеш возглавляла оффшорную компанию Agatheas Trading Ltd (Кипр), директором которой позже стал сам Фирташ. А Ольгой Шнайдер была зарегистрирована компания Highrock Holding Ltd, совладельцем которой выступали супруги Дмитрий и Мария Фирташ.
При этом надо отметить, что Highrock Holding Ltd (Кипр) была создана в 2001 году для обеспечения схем по поставке продовольствия в Туркменистан совместно с одним из главных газовых трейдеров конца 90-х Игорем Макаровым, руководителем Итеры.
Главным покровителем последней долгое время выступала Юлия Тимошенко. Более того, в разгар газовой войны 2005 года, по признанию тогдашнего главы НАК "Нафтогаза Украины" Алексея Ивченко, лидер БЮТ пыталась лоббировать замену RosUkrEnergo на Итеру.
Возможно именно по этой причине в 2005 году дело Семена Могилевича не получило огласку. После отставки Александра Турчинова с поста главы СБУ, в марте 2007 года заместитель Генерального прокурора Виктор Шокин заявил о возбуждении уголовного дела по факту уничтожения материалов оперативно-розыскного дела СБУ о деятельности Семена Могилевича.
Шокин утверждал, что дело было уничтожено по приказу Андрея Кожемякина — первого заместителя главы СБУ.
"ЕСТЬ ТАКОЙ КРУПНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ…"
Дмитрий Фирташ проходит первую стадию выхода олигарха в публичную сферу. Для этой стадии характерно демонстративное открещивание от связей с политикам и политическими партиями.
- Мне сложнее, чем им, знаете почему? Потому что народным депутатам в этой жизни намного проще — они ни за что не отвечают, они выбрались и получают удовольствие…, — утверждает Дмитрий Фирташ.
Эта фраза могла бы задеть как минимум пятерых народных депутатов из его ближайшего окружения — Юрия Бойко, Сергея Левочкина, его сестру Юлию Новикову, Александра Волкова и Ивана Мирного.
Последний — бывший глава УБОП Черновицкой области — до сих пор занимается вопросами личной охраны совладельца RUE. Кстати, он же ранее занимал должность вице-президента авиакомпании "ЕЕС-Авиа", когда-то называвшейся "ЕЭС-Авиа" и принадлежавшей Юлии Тимошенко.
Еще один соратник Дмитрия Фирташа — Иван Фурсин, которого во время пятничного эфира газовый олигарх упорно забывал упоминать в качестве владельца 5% акций RUE, на парламентских выборах 2006 года баллотировался в парламент по списку "Народный Блок Литвина" под номером 33.
Единственная черта, которая может помешать Дмитрию Фирташу на пути к полноценной публичности — забывчивость.
- …у вас не партия, а секта, я извиняюсь, и вы закрылись депутатскими мандатами, — обращался в пятницу совладелец RUE к Турчинову. — Разница между вами и мной только в одном — что я не закрылся никаким мандатом и, заметьте, — я ни разу не шел в депутаты, не становился депутатом, мне не надо было прятаться.
В действительности Дмитрий Фирташ стремился получить депутатский мандат еще семь лет назад. На парламентских выборах 2002 года совладелец RUE баллотировался в народные депутаты по списку Всеукраинского политического объединения "Жінки за майбутнє", куратором которой выступала супруга экс-президента Людмила Кучма.
На сайте Центризбиркома до сих пор можно найти Дмитрия Фирташа под номером 12 в списке кандидатов в депутаты "Жінок за майбутнє". Согласно анкете, на тот момент он проживал в Черновцах и работал директором ООО "КМИЛ".
Вполне возможно, что при неудачном для Фирташа разрешении нынешней газовой и политической ситуации в стране уже на следующих парламентских выборах его фамилия снова всплывет в предвыборных списках. Не исключено, что наученный прошлым опытом, совладелец RUE поставит на фаворита и примкнет к своим соратникам из Партии регионов.