Cам себе режиссер
автор: Николай Федюк
06 февраля 2008
Минувший уик-энд без сомнения войдет в историю отечественного телевидения. Еще бы — впервые под софиты студии телеканала "Интер" вышел один из самых загадочных персонажей современной украинской истории — Дмитрий Фирташ.
Впрочем, "эксклюзивное интервью" телеканалу оказалось настолько странным, что возникли сомнения в том, а было ли оно вообще? Кое-кто из зрителей даже предположил, что монолог олигарха записывался отдельно, а потом монтировался с готовыми вопросами. По крайней мере, настолько вялым, бледным и бесцветным был сам Фирташ, настолько беззубым и заискивающим выглядел журналист.
Появление газового магната на телеэкранах было чем угодно, но не "эксклюзивным интервью". Скорее, по причине отсутствия хоть какого-нибудь "эксклюзива", это можно назвать озвученным пресс-релизом. Судите сами: Фирташу не был задан ни один по-настоящему острый вопрос (а ведь было о чем спросить — от связей с арестованным ныне Могилевичем, до пресловутого самолета для тещи Ющенко). Со стороны Фирташа, который, казалось бы, должен был горячо убеждать в полезности и необходимости существования "РосУкрЭнерго", как раз подобной убежденности и не чувствовалось. Возможно, пиарщики миллиардера посоветовали клиенту производить впечатление спокойного, уверенного в себе человека, солидному бизнесу которого ничего не может угрожать — на экране все выглядело с точностью до наоборот. Перед нами предстал нервничающий перед объективом человек, повторяющий зазубренные избитые тезисы, тысячекратно озвученные в свое время экс-министром ТЭК Юрием Бойко и его пресс-службой.
Поводов нервничать у Фирташа предостаточно — премьер-министр Украины Юлия Тимошенко не скрывает своих планов отказаться от услуг "РосУкрЭнерго" как посредника при поставках газа в Украину. Рассмотрение "газового вопроса" на заседании СНБО также не добавило спокойствия Фирташу. Нет никаких сомнений, что "внезапно проснувшаяся" тяга самого недоступного для прессы олигарха к публичности вызвана именно страхом перед инициативами Тимошенко.
Но смог ли Фирташ аргументировано доказать необходимость существования своей посреднической структуры для Украины? Проанализируем слова самого Фирташа.
Во-первых, "РУЭ" — далеко не "обыкновенная нормальная газотрейдерная компания", как об этом заявляет Дмитрий Васильевич. И сравнения с "Газ-де-Франс" или "Рургаз" вызывают иронию. Хотя бы из-за смехотворного уставного капитала "нормального газотрейдера", хотя бы из-за поспешности, с которой была создана "РУЭ" под конкретно сложившуюся ситуацию, хотя бы из-за завесы недоговорок и секретов, сопровождавших вхождение компании на газовый рынок. Чего стоил только заочный диалог Путина и Ющенко, когда два президента усиленно делали вид, что понятия не имеют о том, откуда на рынке появилось "РУЭ" и кто — его реальные владельцы.
О каком уж "Газ-де-Франсе" речь, если сами фамилии господ Фирташа и Фурсина относительно "РУЭ" всплыли только после журналистских расследований?
Идем дальше. Дмитрий Фирташ делает упор на долгосрочные контракты, заключенные его компанией до 2028 года. Но, как показывает, практика, правила игры на газовом рынке меняются чаще, чем раз в 20 лет и контракты имеют свойство быть расторгнутыми. Достаточно вспомнить историю НАК "Нафтогаз Украины" и то, каким, собственно, образом Украина пришла к повышению цен на голубое топливо.
Фирташ неубедителен, когда доказывает невозможность участия Украины в строительстве альтернативного газопровода по дну Черного моря — "Белого потока". Достаточно сказать, что стоимость этого проекта — $2,5-3,5 млрд не выглядит такой уж неподъемной — Европа четко дала понять, что заинтересована в этом проекте. (Кроме того, "Белый поток" не является альтернативой газопроводу "Набукко"). Достаточно заметить, что вопреки утверждениям олигарха Туркмения не только не "продала уже весь свой газ", а даже расширила рынки сбыта за счет Китая — значит, потенциал у каспийских месторождений есть! И уж совсем непонятна логика Фирташа: если Россия строит газопроводы в обход Украины, значит Украина должна сидеть сложа руки?..
Но главный обман Фирташа — даже не в этом.
Классический тезис, растиражированный его компанией, якобы оправдывающий ее существование — вроде бы низкая цена на газ для Украины. Вот уже два года как "РУЭ" убеждает всех в существовании некой магической формулы цена на газ, поставляемой Фирташем и Со в Украину. Ее виртуальные составляющие — цена на среднеазиатский (туркменский, казахский, киргизский) и российский газ, а также цена на транзит топлива. Якобы более дорогой российский газ "РУЭ" "разбавляет" более дешевым азиатским, что и позволяет Украине покупать топливо по цене ниже европейской. Фирташ добросовестно озвучил эти аргументы, намекнув, что заключение прямых контрактов со странами-экспортерами газа такого эффекта не даст. Вроде бы все правильно, если бы не одно "но".
Эксперты неоднократно высказывали разоблачающую Фирташа мысль: никакого среднеазиатского газа у "РУЭ" нет. Весь газ, поставляемый в Украину — российский.
Действует так называемый "принцип замещения": Россия выкупает весь газ на границе с государствами Средней Азии, а не "транспортирует его в целости и сохранности" до границы с Украиной. "Газпрому" и "РУЭ" всегда было выгодно лишь изображать его наличие. Как пишет "Зеркало недели", "даже когда были прямые контракты с Туркменистаном, газ поставлялся по так называемой схеме замещения. Ну зачем же зря прогонять газ на тысячи километров?".
Что это значит? Это значит, что при наличии у руководства Украины политической воли можно смело поднимать перед "Газпромом" вопросы о:
1) повышении платы за транзит российского газа в Европу;
2) повышении платы за аренду украинских газовых хранилищ.
Экспертами были проведены расчеты, что даже при повышении Россией цены на газ до пресловутых $350 за тысячу кубометров, адекватное повышение Украиной транзитной ставки (рассчитанной по европейским стандартам) принесет нашей стране дополнительно от $2,1 млрд. до $9,5 млрд. Все соответствующе расчеты давно сделаны и обоснованы (ознакомиться с ними можно здесь).
До сих пор "сдерживающим" фактором оставалась угроза "Газпрома" повысить тарифную ставку за транзит среднеазиатского газа в Украину — пропорционально возможному повышению с нашей стороны. Вот для чего российской стороне нужен посредник-Фирташ, уверяющий в том, что импортирует он именно "газовый коктейль" — стоит разоблачить собственника "РУЭ" и станет ясно, что угрозы России необоснованы просто потому, что миллиарды кубометров туркменского или казахского газа в Украину транзитом не идут.
Кстати говоря, МИД Туркменистана уже фактически уличил во лжи исполнительного директора "РУЭ" Константина Чуйченко. Последний утверждал, что аномальные морозы в Средней Азии привели к существенному уменьшению транзита газа из региона, который якобы пришлось замещать более дорогим российским. Это сообщение было полностью опровергнуто Ашгабадом: Туркменистан свои обязательства выполняет в полном объеме.
Но прямые контракты с "Газпромом": европейская цена на российский газ для Украины (около $250 за тысячу кубометров, а не "польские" $350, т.к. нужно учитывать, что Украина ближе Польши на тысячу с лишним километров, и вычесть соответствующую стоимость транзита) плюс европейская транзитная ставка для России (порядка $9 за транспортировку тысячи кубометров газа на 100 км) исключают из схемы самого Фирташа и его посредническую фирму.
Естественно, сам Фирташ это прекрасно понимает. Поэтому доказывать кажущуюся безальтернативность "РУЭ" принялся лично. Но получилось это еще менее убедительно, чем то, что мы и так слышали последние два года.