04 сентября 2008
Во вторник, 2 сентября, на Корреспондент.net состоялся чат с Президентом Национального олимпийского комитета Сергеем Бубкой. Бубка рассказал, в чем причина успеха украинских спортсменов, прокомментировал отношение государства к спорту и спрогнозировал, когда все же смогут побить его рекорды.
В чем причина успехов украинских олимпийцев в Пекине?
Сергей Бубка: Талантливые спортсмены, профессионалы своего дела, прекрасные тренера. На олимпийских играх всегда раскрываются новые имена, поэтому нам было очень приятно.
Как Вам уровень проведения Олимпиады в Пекине?
Сергей Бубка: Самый высокий. Не сомневался в том, что Китай проведет Олимпиаду на таком уровне. В процессе подготовки можно было увидеть, что Олимпиада будет проведена на высочайшем уровне. Поэтому понятно, почему сейчас трудно найти скептиков, критиков, которым не понравилось то, как провели Игры в Пекине.
Как Вы оцениваете отношение государства к спорту и нужно ли его менять?
Сергей Бубка: Отношение государства к спорту… Я думаю, что наше государство еще молодое. Поэтому мы все и оказались в такой ситуации. Но мы видим, как олимпийские игры нас объединили. Стоит выстраивать спортивную политику, и сегодня есть много отраслей, в которых мы можем занять лидирующую позицию. Руководство, я думаю, это понимает. Сейчас стоит выстраивать систему, которая будет ориентирована на те реалии, в которых мы живем.
На сколько медалей перед Олимпийскими Играми рассчитывал Сергей Бубка?
Сергей Бубка: Я никогда не говорил о количестве медалей. Это большое психологическое давление на спортсменов. Называлась цифра 15, назывались фамилии — и это сильно давило на олимпийцев. Чем больше, тем лучше, конечно же. Мы ждали медалей, мы их и получили. Наверное, именно поэтому у меня всего одна медаль.
О чем могут свидетельствовать результаты Олимпиады? Можно ли говорить, судя по количеству медалей, что со спортом в стране стало лучше?
Сергей Бубка: То, что много сегодня делается — это факт. Понимание, что спорт необходимо развивать, есть, но и проблем немало — это материально-техническая база, и много всего — нет условий для тренировок, оплата тренерского труда очень низка, система детско-юношеского спорта не развита. Также, плохо развита спортивная медицина. Вопросов очень много.
Что Вы испытали, когда установили первый в своей жизни мировой рекорд?
Сергей Бубка: Я был очень рад, горд, счастлив, потому что преодолеть такую высоту — это очень большое событие. Ты веришь в себя, стремишься повторить новые рекорды в дальнейшем.
Принимали ли допинг спортсмены в Советском Союзе?
Сергей Бубка: Принимали и в СССР и не только. Это, как говорит президент МОК, самая большая угроза спорту в 21 веке. Если вернуться к 60-м годам, то именно МОК был инициатором борьбы против допинга. Но, всегда есть люди, которые ищут пути проще.
Будут ли когда-нибудь побиты рекорды Сергея Бубки?
Сергей Бубка: Конечно. Когда — не знаю, Не от меня теперь это зависит.
Спорт и политика в Украине связаны, по Вашему мнению?
Сергей Бубка: Всегда отмечается, что спорт вне политики, но мы ведь живем в обществе, и политика — неотъемлемая часть нашей жизни. В этом году рекордное количество руководителей государств присутствовало в Пекине — политики понимают важность спорта и хотят чувствовать причастность к успехам спортсменов.
Оцените, пожалуйста, уровень судейства в Пекине.
Сергей Бубка: Судейство в определенных видах спорта — это, конечно, непростой вопрос. Были определенные сложности, но за судейство не отвечает Международный олимпийский комитет, за судейство отвечают национальные федерации. МОК пересматривает сложные конфликтные ситуации, способствует тому, чтобы международные федерации совершенствовали вопросы, которые касаются судейства.
Ваш сын играет в теннис. Почему он не пошел по стопам отца?
Сергей Бубка: Для меня важно, что мои дети знают, понимают, что такое спорт. Спорт важен в жизни. Они ездили много со мной, но теннис — это их выбор. Я тоже положительно отношусь к теннису, этим спортом можно заниматься всю жизнь.
Какая зарплата сейчас у Президента национального олимпийского комитета?
Сергей Бубка: Я работаю бесплатно и как глава НОК и как член МОК — за свою работу я не получаю денег, хотя все это время отдаю спорту. Я идейный человек.
Как Вы относитесь к таким спонсорам спортивных мероприятий, как, например пиво Черниговское?
Сергей Бубка: Во-первых, я могу это рассматривать как социальную позицию компании, ответственность компании к той деятельности и продукту, который они производят. Они, или кто-то другой. Все равно этот продукт будет существовать. Но если компании пытаются инвестировать в здоровые программы, то я не считаю, что это плохо. Но в целом, отношусь к этому довольно осторожно. Потому что род деятельности специфичен. Хотя было бы лучше, чтобы они направляли эти средства на поддержку спортивных мероприятий.
Какие ощущения у Вас были, когда Украина завоевала свою первую медаль? На что это похоже?
Сергей Бубка: Эмоции были фантастические. Сначала болели за Рому Гонтюка. Нужна была первая медаль, потому что было трудно стартонуть. Очень хотелось, чтобы он стал чемпионом. Когда болели за команду фехтовальщиц, то мы переживали, волновались, даже в трудную минуту подбадривали девчонок. В финале, даже когда наши проигрывали китаянкам 10 уколов, мы всячески старались подбадривать их. Мы старались все сделать, чтобы не нарушить суеверие. Девчонки справились, и эта эйфория не покидала нас не один час, не один день.
Какие надежды на Лондон-2012?
Сергей Бубка: После Китая стоит высокая планка. Для успешного выступления спортсменов необходимо финансирование. Есть прямые и непрямые расходы, нужна определенная инфраструктура. Задача для Лондона очень непростая.
Какую высоту Вы сможете взять сегодня?
Сергей Бубка: Трудно сказать, я после Сиднея уже не прыгал. Хотя форму спортивную я поддерживаю, бегаю, занимаюсь в зале. А вообще, думаю, смог взять 5.70-5.80.
Сейчас много говорят об увеличении бюджета на армию, а как дела обстоят с планами на финансирование спорта?
Сергей Бубка: На данном этапе есть ограничение. Планируется увеличение, но предварительно утверждается сумма меньше, чем на этот год. На Ванкувер и Лондон спортсмены готовятся уже сегодня. В последний год начинать подготовку — это уже поздно. С учетом перспективы развития, финансирование необходимо уже сегодня. Спорт — это здоровье нации. Кто сможет подняться выше — покажет время. Спортсмены будут заниматься физическим развитием для себя. Детей надо забирать с улицы. В этом плане должна быть поддержка Государства.
Какие новые виды спорта планируется ввести на ближайших Олимпиадах?
Сергей Бубка: Это мы узнаем в 2009 году В октябре будет сессия МОК где будет утверждаться программа Игр-2016 года. Поэтому, какие виды останутся, а какие новые попадут в программу, мы узнаем только в октябре.
Господин Бубка, когда Украина в состоянии будет принять Олимпийские Игры? Ваши прогнозы.
Сергей Бубка: Реально еще понадобится несколько десятков лет. Это зависит от того, как экономика страны будет развиваться. Это серьезное дело, необходимы капиталовложение. Нужен опыт проведения соревнований, таких, как Чемпионаты Европы, Мира.
Касательно условий подготовки наших спортсменов на Лондон-2012: в каком состоянии сейчас спортивные арены, достаточно ли квалифицированных специалистов и тренеров?
Сергей Бубка: Кадры наверное одна из тех больших потерь, которая у нас произошла с того момента, когда Украина стала независимой. Много специалистов уехало за рубеж База — это то, что осталось еще с советских времен. Ее нужно обновлять. Это тоже актуальная и больная тема сегодня. Это все нужно создавать и выстраивать для того, чтоб результаты тоже были на высоком уровне.
Вы очень уважаемый в мире спорта и не только человек. Не думаете ли продлить свою карьеру в МОК в качестве Президента? Или Президента Украины?
Сергей Бубка: Я занимаюсь любимым делом, с которым связана вся моя жизнь. Сейчас я хочу вернуть то, что мне в свое время дали. Как будет складываться — жизнь покажет. На сегодняшний день я всем доволен — это моя жизнь, мне приятно, что я могу быть полезен на посту главы НОК, члена МОК и вице-президента федерации легкой атлетики.
Как Вы относитесь к министру спорта Павленко? И что в Китае делала команда артистов? Зачем они там были нужны, не лучше ли было отправить больше спортсменов или тренеров?
Сергей Бубка: Существуют четкие квоты. Украина направила в Пекин 253 спортсмена, в уставе МОК четко оговорено, что тренеры, врачи, артисты должны составить 55% от числа спортсменов. Повезти всех — не в наших силах, а артистов было не так и много. Есть спонсоры, партнеры, которые оплатили их поездку. НОК потратил 30 млн гривен на подготовку спортсменов. Спортсмены живут на Олимпиаде не один день, поэтому нужна культурная программа. Мы поддерживали нормальный быт, проводили различные мероприятия, функционировал Украинский олимпийский дом, где проводились пресс-конференции, приходили гости, дипломаты. Я считаю, что мы провели все на достойном уровне. Артисты болели за наших ребят, организовывали досуг для олимпийцев. Государство на данный момент неплохо поддерживает спорт, за счет государства было закуплено классное медицинское оборудование. В этом плане все было намного лучше, чем на прошлой Олимпиаде.
Что Вы считаете самым большим достижением в своей жизни?
Сергей Бубка: Надеюсь, что оно еще впереди.
О чем Вы мечтаете?
Сергей Бубка: Наверное, иметь достаточно времени, чтобы больше уделять себе и своей семье. Банально, но на сегодняшний день — это один из самых сложных для меня вопросов.
Как планируется развитие видов спорта, которые не являются пока олимпийскими? Ведь они тоже привлекают внимание людей, пусть и не таких больших масс, как футбол, баскетбол?
Сергей Бубка: Для этих видов спорта, если смотреть в контексте МОК, если виды популярны на всех пяти континентах, если ими занимаются женщины и мужчины, они могут попасть в олимпийскую программу. Для определенных видов существует государственная поддержка. Есть комитет по поддержке этих видов спорта, есть ассоциации. Но приоритетными являются, и соответственно вкладываются средства в олимпийские виды.
Есть ли у нас люди, ответственные за провал плаванья на Олимпиаде и какие шаги планируется сделать для того, чтобы этого больше не повторялось?
Сергей Бубка: По большому счету за это отвечает федерация плавания. Хотя, мы тоже должны понимать, каково количество бассейнов в стране. Есть еще специалисты в министерстве спорта, которые отвечают за это направление. Я обычно отталкиваюсь в таких вопросах от мнения профессионалов.
Был ли по Вашему мнению необъективным результат, показанный Анной Бессоновой на Олимпиаде?
Сергей Бубка: Определенные трудности в художественной гимнастике однозначно присутствуют. Волнения, переживания в зале все видели. Но мы рады тому, что Аня все же осталась с медалью. Если б не было вмешательств со стороны технической части, то не было б медали вообще. Необходимо пересмотреть правила, что бы более не возникало подобных ситуаций.
Господин Бубка, что случилось с Яной Клочковой, почему она так резко сдала свои позиции в плавании? Может звездная болезнь?
Сергей Бубка: Для плавания добиваться таких результатов — две золотые медали в 2000 и 2004, тоже не мало. Еще суметь отобраться и участвовать в играх 2008 году. Она вписала свое имя золотыми буквами в историю украинского плавания. У меня совершенно не изменилось к ней отношение.
Какая из наших медалей стала для Вас наиболее запоминающейся? И самый запоминающийся момент игр?
Сергей Бубка: Каждая медаль имеет свой вес, но, наверное, первые были самыми запоминающимися — Романа Гонтюка и, конечно, наших девушек фехтовальщиц. Очень порадовала организация Игр, все было четко, без сбоев. В конце Игр ни у кого из участников не было претензий к организаторам.
Какие виды спорта, на Ваш взгляд, нужно включить в Олимпийский перечень?
Сергей Бубка: В октябре МОК будет рассматривать перечень Олимпийских видов спорта. В 2012 году бейсбола и софтбола не будет. На одном из заседаний МОК рассматривали вопрос о включении регби, гольфа. Сейчас тяжело сказать какие новые виды спорта попадут в список олимпийских.
Как у нас в Украине обстоят дела с возрождением детских спортивных секций. Тех секций, которые были при СССР? И кто в глобальном плане отвечает за это направление?
Сергей Бубка: За это направление отвечает министерство. Тут ничего не стоит выдумывать, стоит адаптировать систему СССР к нашим условиям. Это одна из болевых точек. Сегодня выделяются только средства на оплату труда, но нет средств на обновление инвентаря, спортивного календаря, чтоб дети могли выезжать и соревноваться друг с другом. Мы много должны в этом направлении сделать. Я всегда связываю массовый спорт и спорт профессиональный. Сегодня не только родители, но и государство должно платить и быть заинтересованным в здоровье нации и развитии спорта. Много талантливых детей занимаются в необеспеченных секциях, поэтому мы должны дать право выбора родителям в платных или бесплатных секциях заниматься их детям.
Скажите, какие меры примете Вы как Президент Национального олимпийского комитета по поводу заниженных оценок гимнастке Анне Бессоновой и нечестного судейства?
Сергей Бубка: Очень много было принято мер — это очень сложная тема. Мы все это видели. Переживали. Наверное, если бы их (мер) нами не было принято, то и медали бы, возможно бы не было.
Как вы отреагировали на медаль Дениса Юрченко в своем виде?
Сергей Бубка: Позитивно, Денис Юрченко вырос в нашей школе. Когда я еще тренировался, он уже тренировался. Он вырастал на наших шестах, на нашем инвентаре, является воспитанником донецкой школы Бубки, поэтому этот успех очень приятен.
О многих выдающихся спортсменах сняли фильмы. Хотели бы Вы чтобы и Ваши спортивные достижения были запечатлены в кинематографе?
Сергей Бубка: Это неоднократно делалось. Поэтому я отношусь к этому спокойно. Все стремятся быть знаменитыми, а я наоборот хочу, чтоб меня меньше беспокоили. Хотелось бы быть менее узнаваемым.
Сколько стоит построить один бассейн? Неужели у государства не хватает денег на строительство хотя бы нескольких бассейнов хорошего уровня?
Сергей Бубка: Не менее десяти миллионов, а может, и более. Это и коммуникации, и оборудование. Это стоит слишком много. По большому счету, экономика не позволяет. Необходима политическая стабильность, тогда и бюджет будет больше. Городам необходимо оставлять суммы, которые они передают в центр, а потом им назад их же возвращают. Таким образом, будет больше шансов на то, что деньги уйдут на строительство спортивных объектов.
Чем занимается Ваш брат Василий и какой у него личный рекорд?
Сергей Бубка: Его личный рекорд — 5 метров 86 сантиметров. Занимается он бизнесом, плюс у нас есть школа — спортивный клуб Сергея Бубки. В основном, весь бизнес, который есть в семье, возложен на него, а я занимаюсь общественной работой.
Вы легендарный спортсмен, Вам даже памятник поставили. Сложно ли быть легендой? Вы же служите примером для многих людей.
Сергей Бубка: Прежде всего, я стараюсь быть самим собой. Что касается памятнику, то это памятник спортсмену Бубке. А я живу и пытаюсь дистанцироваться об этом. Я был против того, что б мне при жизни ставили памятник. Но, я понимаю, что для общества это имеет большое значение, и должны быть реальные герои, на которых должна равняться молодежь. Поэтому я отношусь к этому хорошо.
Прокомментируйте допинговый скандал Блонской.
Сергей Бубка: Это ложка дегтя в удачном выступлении наших спортсменов в Пекине. В любой ситуации, когда найден препарат, сознательно или не сознательно, результат аннулируется. Это негативно для самой сборной, ее результативности. Поэтому и было принято соответствующее решение.
Как в Украине проходит допинговый контроль спортсменов и существует ли возможность отловить спортсмена, принявшего допинг, до его выступления на крупных турнирах?
Сергей Бубка: На сегодняшний день создан национальный антидопинговый центр, в этом году мы получили национальную аккредитацию, в планах — получить аккредитацию Всемирного антидопингового комитета. Необходимость этого мы понимаем и будем работать.
Что Вы сделали для увеличения финансирования наших спортивных федераций?
Сергей Бубка: Непосредственно НОК создал прозрачную систему распределения средств. В зависимости от достижений наших спортсменов на арене, мы соответственно и распределяем финансирование. Кто получает больше медалей, тот получает больше денег. Кроме того, мы выделяем административные гранты для поддержки работы офисов федераций. Некоторые федерации получают экипировку, мы стараемся способствовать заключению контрактов между спонсорами и федерациями. Помимо этого, мы учредили премии — лучший спортсмен месяца, лучший тренер месяца. Мы проводим шоу Герой года, где чествуем наших спортсменов, тренеров. Ведь они являются примером для молодого поколения, ведь спорт воспитывает патриотизм у наших граждан.
Есть ли шансы у нашей сборной в Лондоне войти хотя бы в десятку лучших стран при нечестном судействе, малом финансировании и допингах?
Сергей Бубка: Шансы и надежда всегда есть, но что реально мы сможем сделать за эти четыре года, покажет время. Хотелось бы удержаться на этих позициях.
Читателям желаю радоваться жизни, наслаждаться жизнью. Чтоб было больше уважения друг к другу. У нас так много негативного. А ведь нужно гордиться своей родиной, любить свою страну. Каждый из нас делает нашу страну такой, какая она есть. Поэтому, желаю каждому делать как можно больше добрых поступков.