автор: Юрий Бутусов
23 мая 2011
Украинский фармакологический рынок стоит на пороге очередного передела и очередного распила. Одна из самых прибыльных и быстрорастущих отраслей экономики является при этом и одной из самых теневых и криминализированных сфер бизнеса. Одной из причин, по которой министр здравоохранения Илья Емец положил на стол президента заявление об отставке, стала борьба за контроль фармрынка. Также, как сообщают наши источники, Кабинет министров рассматривает вопрос об отмене льгот по налогообложению при импорте лекарственных средств. Как повлияют планы правительства на фармацевтику? Будет ли реально расширена база налогообложения и ликвидированы уклонения от уплаты налогов, либо все ограничится назначением новых "смотрящих" и перераспределением финансовых потоков? И, наконец, начнет ли государство реально заниматься проблемой здоровья нации, или вся шумиха вновь сведется к подсчетам поступившей прибыли?
Отставка министра здравоохранения Емца, хоть и предсказывалась, но все же оказалась стремительной. "Прекрасный специалист", как заметил Виктор Янукович на заседании Комитета экономических реформ, не подал в парламент законопроекты о реформе здравоохранения, не имеет взаимопонимания с регионами, тормозит эксперименты в регионах, не разработал карту госпитальных округов, и даже не имеет понимания "относительно полноценного института семейных врачей".
С одной стороны, конструктивная критика президента порадовала. Наконец-то министра здравоохранения сняли не после очередной проверки КРУ и возбуждения уголовных дел, а за конкретные недоработки. На фоне административных и организационных талантов остального состава правительства Николая Азарова Емец смотрелся, конечно, несколько странно. Реформу, предложенную Ириной Акимовой, Илья Емец не принял, но и своей, цельной, не предложил. А Виктору Януковичу нужно продемонстрировать быстрый и ощутимый результат в этой сфере. Поэтому, очевидно, новое назначение на пост главы Минздрава не будет окрашено яркой личностью, а, скорее, серой, но надежной исполнительностью. Однако распространяться она будет не только на безропотное воплощение реформ, подготовленных консультантами администрации президента.
Неудавшегося "реформатора" Емца убрали как раз накануне проведения тендеров и госзакупок лекарств и медоборудования, которые министр был намерен проводить под своим личным контролем. По данным источников ZN.UA, министр не нашел общего языка с представляющей интересы ряда фармацевтических групп Татьяной Бахтеевой и зам.главы администрации президента Ириной Акимовой, а также испортил отношения с самим Азаровым. В частности, непосредственным поводом для отставки источник называет намерение Емца поставить своих людей руководителями Государственной инспекции по контролю за лекарствами и в госпредприятие Минздрава "Государственный экспертный центр". Две эти структуры являются ключевыми инструментами государственного контроля фармацевтического рынка. Однако в эту сферу министра не допустили — вполне вероятно, что обоснованно. Госинспекцию возглавил Ю.Соловьев. Кого именно хотел назначить в эти структуры министр, мы не знаем — по слухам, он симпатизировал кандидатам, предложенным бизнесменом Борисом Литовским. Илья Николаевич на звонки не отвечает. Бесспорно одно, отставка Емца свидетельствует, что фармакологический рынок живет по своим правилам и понятиям, и, чтобы влиять на него, недостаточно иметь даже статус министра.
В 2010 году сумма только официальных аптечных продаж составила 2,5 млрд. долл. В денежном отношении рынок вырос примерно на 18% по сравнению с 2009 годом. За первые два месяца 2011-го объемы продаж лекарств в аптеках возросли еще на 15% по сравнению с 2010-м, и, по мнению экспертов рынка, в 2011 г. могут составить до 3 млрд. долл.
Не первый раз за последние годы в украинском правительстве вынашиваются планы по ликвидации налоговых льгот при импорте лекарственной продукции, и для такого решения у государства существуют веские предпосылки. В 2010 году глава Счетной палаты Валентин Симоненко предал огласке результаты проверки фармацевтической отрасли за 2007-2009 гг. При обороте в 121 млрд. гривен отрасль заплатила всего 1,5 миллиарда налогов. При этом льготы для производителей и поставщиков фармакологической продукции за три года составили сумму около 20 млрд. гривен, что в несколько раз превышает объем лекарственных средств для государственного здравоохранения за указанный период. Предоставление льгот никак не дифференцируется: НДС снят не только с жизненно важных препаратов массового спроса, но и со средств для похудения, стимулирования мужской потенции, всевозможных лекарственных сиропов и настоек с весьма сомнительными лечебными свойствами. Однако в 2010-м Кабмин почему-то не решился проанализировать состояние дел в фармотрасли и принять какое-либо решение на основе данных Счетной палаты.
В декабре 2011 года Государственная таможенная служба инициировала исключение из списка лекарственных препаратов Минздрава и получателей льгот пресловутых биологически активных добавок. БАДы, которые не имеют сколько-нибудь заметного лечебного эффекта и в лучшем случае бесполезны, а в худшем представляют угрозу здоровью пациентов, в 2010-м были проданы аптеками на сумму 677 млн. гривен за 36 миллионов упаковок.
Плюс огромное неучтенное количество БАДов распространяется через сетевой маркетинг. Теперь за эти так называемые вещества государство, по крайней мере, собирается получать налоги. К слову, исключение из списка получателей льгот не привело к падению спроса на БАДы у доверчивого населения: продажи БАДов в первом квартале 2011-го возросли на 11,5%. Окрыленная успехом и растущими налоговыми поступлениями Гостаможня выдвинула проект отмены НДС для всех импортеров лекарственных средств, который поступил в распоряжение ZN.UA. По результатам проверки таможня установила одну из схем уклонения от уплаты налогов, широко применяемую фармакологическими компаниями, — завышение таможенной стоимости импортируемых лекарств. Поскольку в Украине импорт лекарств осуществляется без уплаты НДС, а размер торговой наценки регламентирован и не может превышать 10%, импортеры перепродают товар через сеть подконтрольных офшорных компаний и повышают его цену за счет включения посредников. По результатам 2009-2010 годов таможенная стоимость лекарств, освобожденных от НДС, превышает фактурную на 1,5 млрд. гривен. Но это далеко не полный перечень убытков государства. После ввоза эти лекарства нередко закупаются самим государством по дутым ценам, занижается размер налога на прибыль, легально выводится за границу валютная выручка, незаконно повышаются розничные цены. Организаторами схемы в 2009-2010 годах было 21 предприятие — ведущие структуры фармацевтической отрасли.
По данным Гостаможни, для выполнения договора с Минздравом о закупке лекарств на сумму 11,7 млн. гривен ЗАО "Ганза" в сентябре 2010 года импортировало лекарственное средство "Програф" в капсулах фактурной стоимостью 6,4 долл. за один миллиграмм. В то же время ООО "Аптека Биокон" импортировала это же средство по фактурной стоимости в 40-50 раз ниже — от 0,13 до 0,15 долл./мг. Для таможенного оформления "Ганза" предоставила контракт купли-продажи с гражданином Панамы, а выручка была перечислена напрямую в Латвийскую республику.
Как писали ранее ZN.UA и другие СМИ, "Ганза" принадлежит Петру Багрию и Михаилу Кучирко. Эта компания пользовалась особым расположением предыдущего министра здравоохранения Зиновия Мытника и выигрывала государственные тендеры даже на столь невыгодных для государства условиях. А сам Мытник пользовался до момента своей отставки личной поддержкой Азарова. "Ганза" продолжает играть активную роль на рынке госзакупок и сейчас, причем работает без всяких помех.
Глава Гостаможни Игорь Калетник, при котором в 2010 году несколько коммерческих структур успешно разделили между собой весь рынок импорта товаров широкого потребления, очевидно, был бы не прочь "централизовать" и фармрынок. Кто контролирует импорт лекарств, тот контролирует и весь фармрынок — в 2010-м импортные лекарства заняли 67% рынка.
Планируемое введение НДС на импортные лекарства будет, без сомнения, компенсировано розничными ценами и ляжет на плечи потребителей. Эта мера подстегнет и без того немалую ценовую инфляцию в данной сфере. Столкнувшись с проблемами в работе с украинскими фискальными органами, концерн "Байер" повысил стоимость своих лекарств, поставляемых на украинский рынок, в 2,5 раза. Очевидно, что правительство не будет как-либо компенсировать малоимущим гражданам рост цен на лекарства, поэтому в социальном плане отмена НДС приведет, с точки зрения интересов общества, к весьма печальным последствиям. Вместе с тем нельзя не отметить, что эта льгота, как и все другие налоговые льготы, существующие в Украине, выполняет в первую очередь роль лазейки для ухода от налогов и крупной коррупционной схемы. Поэтому ликвидация этой схемы станет для государства логичным шагом, который можно было бы назвать безусловно позитивным, не будь роста розничных цен.
Впрочем, сдерживают Кабмин от отмены НДС на лекарства отнюдь не угрызения совести перед пенсионерами и малоимущими, а мощное лобби отечественных импортеров, для которых льгота по НДС — супервыгодная схема.
Следует отметить, что ужесточение госрегулирования импорта и усиление таможни как контролирующей структуры нашло поддержку у главы парламентского комитета ВР по здравоохранению Татьяны Бахтеевой. В апреле Бахтеева направила обращение комитета на имя Калетника, где обнародовала критические данные по деятельности контролирующих структур Минздрава и обратилась к таможне с просьбой повлиять на ситуацию, таким образом дав дополнительный формальный повод Калетнику для вмешательства. Бахтеева отметила недостаточный контроль государственных органов, и в частности таможни, за ввозом лекарств. Она сослалась на данные Государственной службы по лекарственным препаратам и контролю за наркотиками, которые показывают рост количества фальсифицированных и субстандартных (не соответствующих рецептуре изготовления) лекарств. Пятеро производителей лекарств в 2010 году были уличены в выпуске фальсифицированных препаратов и 10 производителей — в выпуске субстандартных препаратов.
ZN.UA попросило участников рынка — руководящих сотрудников контролирующих органов и сотрудников фармакологических компаний — дать неформальную оценку этой тенденции.
Эксперты единодушно заявляют: выявленные нарушения и фальсификат составляет мизерную часть реальных нарушений и фальсификаций.
В проблеме контроля за лекарствами отмена льгот по НДС является лишь небольшой деталью, эпизодом. Расширить базу налогообложения и значительно увеличить доходы бюджета это не поможет, поскольку на рынке существуют куда более крупные незаконные и коррупционные схемы работы.
Проблемой номер один фармотрасли является широкомасштабное нелегальное производство медикаментов. По данным Гослекинспекции, в Украине существуют 140 предприятий, выпускающих лекарства. Межународную сертификацию производства по стандарту GMP имеют лишь 14 из них — и только для отдельных участков работы. Здесь важно отметить, что требования надлежащей производственной практики GMP, установленные согласно директивам ЕС и Всемирной организации здравоохранения и постановлению Кабмина от 28 октября 2004 года "Некоторые меры по обеспечению качества лекарственных средств", вступили в силу с 1 января 2009 года, и имплементированы приказом Гослекинспекции от 21 сентября 2010 года. Государство этот основной международный стандарт качества производства и сбыта лекарств намерено сделать обязательным. Сейчас только крупные предприятия соответствуют стандартам GMP. Небольшие предприятия этим стандартам не соответствуют. Строительство субстанционного завода требует огромных площадей, дорогостоящего оборудования для химического синтеза, закупки лицензий и технологий, соблюдения экологических норм. Небольшое фармпредприятие расположено рядом с рынком сбыта и оборудовано таблетирующей либо ампульной линией, фасовочным оборудованием. При этом работает на использовании субстанций с зарубежных предприятий, в основном из Индии и Китая, причем закупаются дешевые компоненты невысокого качества. Не всегда выдерживаются рецептура и технология производства. Если какую-то серию некачественных лекарств Гослекинспекция обнаруживает, то, кроме смехотворного штрафа, производителю ничего не грозит, да и то, если инспектор решит проявить принципиальность. Но даже физически проверить и досмотреть инспекция может только мизерное количество лекарственных серий.
Проблемой номер два фармотрасли является тотальная коррупция органов прокуратуры, налоговой службы и Службы безопасности, в компетенцию которых входит контроль за производством и сбытом лекарств. Органы правопорядка по сути превратились в официальные "крыши", которые позволяют и даже заставляют фармацевтические предприятия работать "вчерную". Один из сотрудников СБУ отметил еженедельнику: "Все, я подчеркиваю, все фармкорпорации имеют предприятия, которые работают в две смены — но под легальное налогообложение попадает продукция только одной смены. Не будет преувеличением сказать, что налоговая собирает не более 40-50% налогов с фармакологов. В условиях нелегальной работы, кроме лекарств, отвечающих стандартам, производится также и настоящий фальсификат, и субстандарт самого разного качества. Все контролирующие органы в схеме, а редкие разоблачения и раскрытые преступления в фармотрасли — это просто результаты войн правоохранителей за свою долю в прибылях теневого бизнеса, которые быстро гасят чемоданы денег или звонки сверху". Косвенно эти слова подтверждают впечатляющие результаты работы Гослекинспекции за 2010 год. У 12 производителей аннулированы лицензии, а деятельность 41 производителя приостановлена в связи с наличием критических нарушений, которые могут нанести ущерб здоровью человека. Только в Киеве в 2010-м было изъято из оборота 197 тысяч упаковок некачественных лекарств, а всего Гослекинспекцией в Украине было изъято и уничтожено 2,6 млн. упаковок некачественных лекарств! Если в 2010-м было выявлено 145 серий 816 наименований некачественных, фальсифицированных и незарегистрированных лекарств, то только за первые пять месяцев 2011-го выявлено и запрещено 465 серий 410 наименований. Таким образом, нарушения при производстве и обороте лекарств носят массовый и недостаточно контролируемый государством характер. Ведь очевидно, что Госинспекция выявила лишь небольшую часть нарушений, а фальсификация осуществляется в промышленных масштабах, и даже массовые проверки пока не могут ее остановить. И самое важное — нет статистики сколько некачественных лекарств успели купить и использовать потребители. И кому им предъявлять иски о нанесении ущерба здоровью? Как наказаны производители фальсификата? В 2010-м им начислены штрафы на сумму 796 тыс. грн. Принципиальный момент: предписания инспекции — это не уголовные дела, а значит, корни проблемы только разрастаются, и в текущем году нарушения поставят новый рекорд.
Проблема номер три — отсутствие в государстве даже каких-либо формальных санкций к фальсификаторам лекарств. Согласно Кодексу Украины по административным правонарушениям, выпуск некачественных лекарств карается лишь штрафом от одного до 18 необлагаемых минимумов доходов граждан, а за торговлю ими — от трех до 88 необлагаемых минимумов. Максимальный убыток недобросовестных фармацевтов в случае штрафа составляет пять тысяч гривен. Уголовная ответственность за производство и сбыт некачественных лекарств, как дико это ни звучит для государства, претендующего на евроинтеграцию, отсутствует вообще. Однако при наличии политической воли с недобросовестными дельцами вполне можно было бы разобраться и в рамках действующего законодательства. Но этой воли нет. Ни один, подчеркиваем, ни один руководитель предприятий, которые прямо уличены в фальсификации и выпуске некачественных лекарств, ни один владелец предприятия, использующего уклонение от уплаты налогов по результатам проверок Гослекинспекции, ГТС, СБУ, МВД, ГПУ, КРУ, ГНС, то есть весьма дорогостоящих для налогоплательщика "контролеров", не привлечен к уголовной ответственности! ЗерО. Таким образом, все многочисленные нарушения фармакологической отрасли попросту конвертируются в откупные от наших доблестных правоохранителей. Дошло до абсурда: руководство, для примера, того же ЗАО "Ганза", продолжает успешно работать с Минздравом, и никаких претензий к нему нет, несмотря на разоблачительные данные Гостаможни. В то время как половина членов тендерного комитета Минздрава времен Юлии Тимошенко сидит под следствием в СИЗО, а половина ходит на допросы. Эти люди, по мнению следователей, действовали в интересах коммерческих компаний, руководству которых СИЗО, разумеется, не грозит. А Мытник, курировавший работу тендерного комитета, несмотря на отставку с поста министра, пользовался и пользуется полным доверием премьер-министра, и никакого интереса у следствия не вызывает…
Проблема номер четыре фармотрасли — наряду с нелегальным производством существует система сбыта фальсификата и субстандартных лекарств. И вот парадокс — сеть реализации лекарств растет небывалыми ранее темпами! Гослекинспекция высказала официальное беспокойство тем фактом, что в 2010 году резко возросло количество аптек и аптечных складов, а число заявок на открытие аптек выросло в три раза. Такой динамики не было с начала 90-х годов. Принципиальное значение имеет то, что структура фармрынка развивается в полном противоречии с практикой всех европейских государств. В большинстве стран ЕС законодательно запрещена деятельность аптечных сетей. В Украине продажей лекарств занимаются 542 оптовые компании! Мыслимое ли дело проконтролировать условия хранения и сертификацию лекарств на таком огромном количестве предприятий? Тем более что большинство этих оптовых компаний принадлежит пяти-шести ведущим финансово-промышленным группам и существует для прикрытия незаконной деятельности и минимаизации рисков?! Предприниматель-провизор в Европе, как правило, может владеть одной — максимум двумя аптеками. А в тех немногих странах, где сети разрешены, они действуют с очень жесткими ограничениями. В 22 тысячах украинских аптек большинство персонала составляет за очень маленькую зарплату наемный персонал, который выполняет все, что скажет хозяин, и покрывает любое нарушение.
Проблема номер пять — создание и поддержка государством индустрии потребления безрецептурных лекарств. Более 80% лекарств в Украине отпускается без рецепта врача! По оценкам западных фармкомпаний, более 60% украинцев предпочитают обходиться без каких-либо врачебных консультаций. В то время как на Западе безрецептурные лекарства в структуре потребления составляют не более 20% и к врачебной консультации прибегают почти все. Телевидение создает и поддерживает образ таблетки как быстрого и нехлопотного средства решения самых серьезных проблем здоровья. В первом квартале 2011 года объем инвестиций в рекламу лекарств составил 756 млн. гривен, а по итогам 2011 года в рекламу лекарств в Украине будет вложено более трех миллиардов гривен! Счастливые актеры, которые за 30 секунд ролика показывают зрителям райское облегчение после приема лекарства, внушают большинству соотечественников просто безграничную веру. Хотя простое зачитывание показаний к применению и противопоказаний по самым популярным у украинцев средствам, влияющим на пищеварительную систему и метаболизм, таким как "Мезим", "Имодиум", "Эссенциале" и другим, займет несколько минут. Более того, в инструкциях к этим лекарствам всегда есть ссылка на обязательное обращение за консультацией к врачу, но наши люди читать инструкции не привыкли. Именно поэтому в большинстве стран Европы действует законодательный запрет на рекламу лекарств. Пользующийся широкой известностью парацетамол, который входит в состав самых популярных в Украине лекарств, рекламируемых как средства для лечения от высокой температуры при заболеваниях, вызванных чем угодно, согласно статистике органов здравоохранения США, является одной из основных причин смерти пациентов в результате противопоказаний к употреблению. К сожалению, многие украинцы не отдают себе отчет, что большинство рекламируемых лекарств — сильно действующие на различные органы человека химические препараты. И если человек не имеет специального образования, трагические последствия для больного может иметь употребление и аспирина, и средств от насморка. В то же время, СМИ создают массовый психоз и стимулируют потребление даже самых сомнительных и специфических лекарств типа "Тамифлю". Резюме по качеству украинских лекарств, по данным аналитического издания "Аптека", более половины препаратов из Топ-20, потребляемых в Украине, не зарегистрированы в странах Европы и Америки.
Кратко резюмируем: покупка и потребление лекарств — это всегда риск. Покупка и потребление лекарств в Украине — большой риск. Начинать реформу фармакологической отрасли с отмены льгот по НДС на импортные лекарства при существующих условиях означает отнюдь не усиление государственного контроля за отраслью, а штопку дыры в бюджете. Но какой ценой? Нельзя исключить, что в условиях полной бесконтрольности внутреннего рынка отмена льгот по НДС может привести к дальнейшей тенизации. Будем надеяться, что государство когда-нибудь начнет заниматься фармакологической отраслью комплексно. Для ее решения, уважаемый Виктор Федорович, никаких таких особых законов не требуется. Нужно прежде всего искреннее желание запретить убивать и травить людей за деньги, и наживаться на чужом горе. Нужно желание создать здоровую нацию. Нужно желание строить государство не на чемоданах "бабла" и трансферах в банки от "смотрящих" за каждой госструктурой, а исходя из необходимости решения реальных проблем, которые сейчас может решить только президент, но никак не отдельный министр. И еще, Виктор Федорович, хочется вам пожелать, чтобы те люди, которые пишут вам в доклад, будто главными проблемами реформы здравоохранения являются "взаимодействие с регионами" и институт семейных врачей, а не коррупция, тотальное воровство на госзакупках, "крышевание" госструктурами фальсификата — никогда бы не лечили ни вас, ни ваших близких. Потому что тогда вы превратитесь в такую же жертву отечественного здравоохранения, как и миллионы ваших сограждан, потребляющих услуги фармацевтического лобби и государственной медицинской мафии…
20.05.2011