КОМПРОМАТ.UA
(http://compromat.ua/images/16/58990/index.html)


Новинский продает Черноморский судостроительный завод аграриям

Вадим Новинский  | 

Новинский продает Черноморский судостроительный завод аграриям

  автор: Марина Моисеева  
13 июля 2009

Черноморский судостроительный завод, подконтрольный "Смарт-Холдингу" российского бизнесмена Вадима Новинского, готовится к продаже.

Как стало известно из достоверных источников, вероятным покупателем завода является компания "Нибулон".

Участники переговоров официально не подтверждают возможную сделку. Однако при этом и не опровергают ее. "Мы постоянно находимся в процессе переговоров по сделкам слияния и поглощения по ряду активов. Какие-то предприятия интересны нам, какие-то наши активы вызывают интерес потенциальных инвесторов", — пояснил представитель "Смарт-Холдинга".

В "Нибулоне" информацию об интересе к ЧСЗ также не опровергли. Собственник зернотрейдера Алексей Вадатурский в интервью отметил,что компания планирует заниматься судостроением и имеет несколько предложений о покупке судостроительных предприятий.

Алексей Вадатурский, собственник аграрной компании "Нибулон" рассказал о своих инвестпланах и о том, планирует ли он покупать Черноморский судостроительный завод.

Алексей Афанасьевич,  первый и самый актуальный вопрос. Компания "Нибулон" ведет переговоры со "Смарт-Холдингом" о покупке Черноморского судостроительного завода?

Мы объявили о своей инвестиционной программе — приобретаем буксиры и планируем их строить. Многие издания знают о ведущемся полным ходом строительстве барж. И многие спрашивают, почему мы не приобретаем завод. Да, мы планируем заниматься судостроением, у нас есть несколько предложений по покупке судостроительных предприятий.

Ваша компания стала по итогам ушедшего маркетингового года (июль 2008 — июнь 2009-го) главным экспортером зерна из Украины. Расскажите, пожалуйста, кто владеет предприятием, которое контролирует фактически пятую часть внешних отгрузок зерна?

Предприятие зарегистрировано в Николаеве. Все наше имущество, все основные фонды находятся в Украине. Собственники компании — я и мой сын Андрей Вадатурский.

В каких долях?

У меня — 80%, у сына — 20%.

У вас в аренде земля 25 тыс. собственников. Какие общие площади в управлении компании?

70 тыс. га. Это паи частных собственников либо арендованная у государства земля.

Как формировался этот земельный банк?

Наша компания не покупает готовый бизнес у других. Нам передают в аренду земли тех людей, тех владельцев, которые уже не могут работать с предыдущими арендаторами. Как правило, из-за того что арендаторы не рассчитываются с ними.

В моей практике есть уже три случая коллективного обращения к нам людей из бывших успешных колхозов, которыми когда-то руководили герои социалистического труда. Но руководителей этих не стало, и хозяйства пошли под откос. Новые земли приводим в порядок. Чтобы раскрылся потенциал плодородия, нужно от 3 до 5 лет. Для нас это колоссальные затраты.

Какой вал зерна рассчитываете получить в этом году?

До 300 тыс. тонн зерновых и масличных.

Но экспортируете вы намного больше.

В прошлом году экспортировали 4,5 млн. тонн. С нами работают более 3 тыс. партнеров, которые сдают на постоянной основе свое зерно.

Это производители?

И украинские сельхозпроизводители, и оптовые торговцы зерном.

В прошлом году компания ввела в эксплуатацию новый элеватор в Хмельницкой области. Чем была вы-звана необходимость строительства нового зернохранилища?

Инвестировали мы в этот объект $12 млн., окупиться он должен за 5 лет.

Мы считаем, что в тех регионах, где у нас есть аграрные подразделения, должны быть собственные мощности по хранению, чтобы наше зерно не смешивалось с другим на элеваторах. Мы выращиваем зерно высокого качества и хотим быть уверенными, что именно такое зерно будет доставлено на наш зерновой терминал.

То есть вы считаете, что хранить зерно на "чужих" элеваторах рискованно?

Именно так.

"Нибулон" перерабатывает сельхозпродукцию?

У нас есть свои комбикормовое и мельничное производства, а также свиноводство и племенное скотоводство.

Но доля внутренней переработки и использования зерна на корма в сравнении с экспортными отгрузками невысокая.

Да, это так.

Планируете расширять переработку?

Мы планируем в ближайшее время начать производить натуральные колбасные изделия. Купили животноводческий комплекс в Житомирской области. Осенью прошлого года приобрели мясокомбинат. 

Торговую марку уже придумали?

Окончательное решение еще не принято. Но это будут быстрицкие колбасы — нашего Быстрицкого филиала в Житомирской области.

А молоко перерабатываете?

Нет, молоко сдаем молокозаводам.

Ваши проекты требуют инвестиций. Где находите средства?

В банках.

Даже в кризис?

У нас безупречная кредитная история. Мы работаем с ведущими западными банками. Первыми в Украине получили кредит Мирового банка. Причем в кризисном 1998-м. Тогда гривня девальвировала, курс изменился с 1,75  до 4,15 гривни за доллар.

С какими банками сотрудничаете?

С крупными иностранными банками: BNP Paribas SA, Societe Generale, ABN Amro (Royal Bank of Scotland), Fortis, Natixis, Rabobank, ING, BCV, BCG, BCP, GarantiBank Int. Безусловно, и с отечественными: Укрэксимбанком, Индэкс-банком, Укрсоцбанком, ОТП Банком, Брокбизнесбанком, Райффайзен Банком Аваль, УкрСиббанком, Кредитпромбанком и Укринбанком.

Какое у "Нибулона" соотношение заемного и собственного капитала?

Заемный капитал у нас составляет не более 35%.

На каких условиях привлекаете кредиты?

Скажу так: на лучших, чем украинские банки в западных финучреждениях.

Экономический кризис повлиял на вашу деятельность?

Кризис для нашей компании — это новые возможности. Условия для развития наших проектов, в том числе строительных, улучшились. В кризис самый дешевый металл и материалы, а значит, и самая низкая стоимость оборудования. Самая низкая зарплата у подрядных организаций, то есть стоимость их услуг снижается в кризис. Потому тот, кто имеет деньги, доступ к финансовым ресурсам, как раз может построить предприятие нужной мощности и качества в срок.

То есть идея построить флот (24 баржи общей грузоподъемностью 108 тыс. тонн) в кризис связана со снижением цен.

Строить суда сейчас на 50-60% дешевле, чем до кризиса.

Где большой экспорт, там обычно значительные долги по возврату НДС. Как у вас обстоят дела с этой проблемой?

Возврат НДС с привлечением Аграрного фонда — сложная схема, но проблема разрешена. И я благодарен правительству и Налоговой администрации — думаю, за счет этого аграрии сумели получить оборотные средства на весеннюю кампанию.

Поясните, пожалуйста, в чем непопулярность этой схемы.

Мы бы предпочли получить деньги, а получаем зерно. А его Аграрный фонд иногда размещает на недобросовестных элеваторах. Бывает такое, что мы приходим за выкупленным зерном, а там его нет либо оно не того качества. Нам приходится обращаться в правоохранительные органы, в суд, мы вынуждены тратить свое время на тяжбы, с тем чтобы наши экономические интересы не были ущемлены. Вот так даже хорошую идею могут погубить нечистые на руку элеваторы.

Такие проблемы у вас возникают, когда зерно забираете на государственных элеваторах?

Самое страшное — иметь дело с государственными элеваторами. Но проблемы возникают и при работе с частными. Встречаются такие собственники элеваторов, которые пытаются продать чужое зерно 2-3 покупателям, получить деньги и скрыться. Поэтому мы и строим свою систему элеваторов. На сегодняшний день у нас уже есть мощности, рассчитанные на 750 тыс. тонн зерна. В этом году построим еще на 300 тыс. тонн. Кроме того, у нас будет флот емкостью 108 тыс. тонн. Итого, мы сможем одновременно разместить у себя 1,16 млн. тонн зерновых и масличных.

Все свои объекты вы строите с нуля?

Это отличительная черта нашей компании. Мы не приватизировали ни одного государственного объекта — все строили сами.

Кстати, а кто проектировал терминал в Николаеве, который получил Государственную архитектурную премию в прошлом году?

Мы сами проектировали и сами строили под контролем западных специалистов. Один из куполов элеватора заказывали в Канаде, второй — в Испании. Инвестировано в этот комплекс было в общей сложности более $70 млн.

Расскажите о ваших инвестиционных планах по строительству речных зерноперегрузочных терминалов.

В этом месяце начнем строительство нескольких речных терминалов — в Черкасской, Полтавской и Запорожской областях. Завершить их строительство планируем в сентябре-октябре.

Фактически все отгрузки вы проводите в акватории Николаевского порта, но ваши сотрудники утверждают, что услуги этого предприятия — самые дорогие в мире. На чем основаны такие заявления?

Судите сами: если суммировать все обязательные сборы портов и стоимость услуг, без которых не обойтись (лоцманская проводка, буксирное сопровождение, швартовка), для судна дедвейтом 25 тыс. тонн, то в Николаеве это будет $93 тыс. В Антверпене и Генте — $70-75 тыс., в Амстердаме — $57 тыс., а в порту Гамбурга — $44 тыс.

На сегодняшний день вы не отгружаетесь через морские порты Большой Одессы,  к примеру, через Ильичевский?

Отгружаем и через эти порты, но основная часть отгружается через наш терминал.

По вашему опыту, может ли не имеющий опыта работы с украинскими портами зернотрейдер зайти в наш крупный торговый порт?

Если это известный игрок на рынке, то для него это будет вопрос цены.

А вы бы пустили такого игрока?

Мы полностью загружаем мощности своего терминала тем зерном, которое экспортируем. Те собственники терминалов, которые их строили с целью предоставлять услуги по перевалке и которые, соответственно, с собственным зерном не работают, распределяют квоты на использование мощностей припортовых элеваторов между своими клиентами. Мы также оказываем услуги по перевалке другим грузовладельцам на условиях CPT.

То есть может оказаться, что для нового игрока, пусть даже и известного, места на элеваторе в порту нет?

В целом в Украине серьезно не хватает мощностей, для того чтобы гарантировать место каждому желающему экспортировать из Украины.

В то же время на недавнем расширенном заседании Кабмина Юлия Владимировна Тимошенко спросила, что нужно, для того чтобы украинский сельхозпроизводитель мог самостоятельно экспортировать. Я поднял руку и сказал: "В Украине есть государственные портовые элеваторы, способные экспортировать зерно. В портах Одессы и Николаева есть госэлеваторы. Пожалуйста, на конкурсной основе определите оператора рынка,  заключите с ним прозрачный договор об условиях перевалки. И он уже, располагая этими мощностями, привлечет украинского сельхозпроизводителя". Вот такое предложение я внес. Кстати, мы сами так работаем.

Как вы вообще относитесь к идее экспорта зерна неопытными в этом деле сельхозпроизводителями? Ведь сколько раз их оштрафуют…

Когда-нибудь нужно начинать. Я бы посоветовал подходить к этому эволюционно. Сначала реализовывать на условиях СРТ с доставкой в порт и прохождением процедуры таможенного оформления. Научиться заполнять декларацию. Потом поставлять на условиях FOB — с погрузкой на борт судна. Если производитель будет расти как экспортер, придет время обеспечивать поставки на условиях CIF (доставка в порт назначения, которая предполагает фрахт судна и страхование груза). Мы к этому шли 18 лет, инвестировав в сельхозпроизводство и инфраструктуру более 2,5 млрд. грн.

На каких условиях экспортирует "Нибулон"?

У нас 93% экспорта — это поставки на условиях CIF. К примеру, мы, когда выиграли тендер ООН на поставку зерна в Эфиопию, доставили зерно в порт Джибути (Республика Джибути), расфасовали его там в мешки и доставили непосредственно голодающему населению соседней африканской страны.

Так это уже не CIF, а СРТ в стране назначения (доставка в указанное место в стране назначения)! А сколько зерна планируете вывезти в новом сезоне?

В прошлом сезоне удельный вес нашей компании в экспорте зерна из Украины составил 18-20%. Мы рассчитываем, что в новом сезоне он будет не меньшим.

На начало года долг государства перед зернотрейдерами составлял около 1 млрд. грн. По информации "ДЕЛА", максимальная сумма задолженности по НДС была перед компаниями "Нибулон" и "Альфред С. Топфер Интернешнл (Украина)". В феврале правительство приняло революционное решение: утвердило порядок, по которому экспортеры получили право возместить себе зерном то, что государство задолжало им по НДС. Процедура была выписана таким образом: Аграрный фонд продает зерно продрезерва на Аграрной бирже по средневзвешенной цене за три последние торговые сессии на биржевом рынке. Компании, которые имеют право на возмещение НДС, получают соответствующее согласование в налоговых органах, Госказначействе и Аграрном фонде и покупают такое зерно. Госказначейство возмещает стоимость приобретенного зерна деньгами.

Алексей Вадатурский
герой Украины

Родился в 1947 году на Одесчине.
 1971 год — окончил Одесский технологический институт пищевой промышленности им. Ломоносова, специальность "автоматизация и комплексная механизация химико-технологических процессов".
 1971-1981 годы — работал на Трикратском комбинате хлебопродуктов на должностях: главного энергетика, главного инженера, начальника производственного отдела.
 1980-1991 годы — замначальника Николаевского областного управления хлебопродуктов.
 С 1991 года работает в основанном им сельхозпредприятии "Нибулон", занимает пост генерального директора.

2,49 млрд. грн. составил чистый доход (выручка) от реализации продукции компанией "Нибулон" в 2007/2008 маркетинговом году (июль-июнь), что почти на 1 млрд. грн. больше, чем годом ранее. Чистая прибыль выросла на 52 млн. грн. — до 153 млн.

Активы "Нибулона"

"Нибулон" один из крупнейших в Украине сельхозпроизводителей, крупнейший экс-портер зерновых. У компании есть 36 производственных подразделений в 10 регионах Украины. Компания владеет зерноперегрузочным терминалом в Николаеве, а также владеет или является акционером 15 линейных элеваторов.

Сельхозпредприятие инвестирует в речную логистику: строительство речных зерноперегрузочных терминалов и судов класса "река-море". Также компания намерена закупить 14 буксиров. Штат — 3,2 тыс. человек.

Архитектура терминала отмечена премией

За архитектуру зерноперегрузочного терминала в Николаеве авторскому коллективу "Нибулона" указом президента была присуждена Государственная премия в сфере архитектуры за 2008 год. Премии (110 тыс. грн.) удостоены руководитель предприятия Алексей Вадатурский, двое архитекторов и еще 5 сотрудников предприятия.

Как "Нибулон" готовился к посевной

Согласно плану обновления сельскохозяйственной техники, в этой году компанией приобретено 22 трактора и 6 зерноуборочных комбайнов Case, 22 трактора "Беларусь". Кроме того, приобретено навесное оборудование: 10 культиваторов (для обработки почвы) Lemken, а также 6 опрыскивателей (для ухода за посевами) Lemken и Albatros.

в 35 стран поставляет сельхозпродукцию "Нибулон". За 2008/2009 маркетинговый сезон (июль-июнь) компания экспортировала 4,5 млн. тонн зерновых и масличных
Данные компании

источник: delo.ua

© Информационный проект "Компромат.UA", 2007-2009. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на "Компромат.UA" обязательна.
Created by: © "Компания дизайн и интернет решений AB Design",
Powered by: © "Admin CMS", 2007-2009.