КОМПРОМАТ.UA
(http://compromat.ua/images/16/56425/index.html)


Без нала. Рынок онлайн-платежей в Украине достиг 300 млн. долл

Процесс пошёл. Украинцы перестали опасаться сетевых расчётов, уверен Михаил Рохманюк из Komod.ua. Фото: Артур Бондарь  |  focus.in.ua

Без нала. Рынок онлайн-платежей в Украине достиг 300 млн. долл

  автор: Наталия Гузенко   
17 января 2011

Даже консервативные украинцы поверили, что интернет-расчёты — это удобно, а иногда и выгодно. Повсеместному распространению онлайн-платежей мешают сложные системы банковской защиты и высокие комиссии платёжных систем.

"Ещё пару лет назад карточкой с нами рассчитывался в лучшем случае каждый десятый покупатель. В 2009 году таких насчитывалось 15%, а по итогам 2010-го будет не меньше 30%", — рассказывает директор магазина подарков Komod.ua Михаил Рохманюк.

Такой показатель — редкость для украинского рынка, на котором 5-10% оборота за счёт безналичных платежей считается успешным. Однако тенденция прослеживается, уверены большинство опрошенных Фокусом владельцев интернет-магазинов, — постепенно украинские потребители перестают бояться сетевых расчётов. "Ежегодно количество платежей, проходящих через нашу систему, увеличивается вдвое и составляет более трёх миллионов транзакций в квартал. Подобная тенденция наблюдается последние 4 года. Такой рост связан с увеличением количества клиентов, имеющих доступ в интернет, но самое главное — он напрямую зависит от роста платёжеспособности населения", — отмечает президент компании Portmone.com Игорь Горин.

Однако прирост идёт значительно медленнее, чем, например, в соседней России. Во многом из-за политики безопасности банков, которые, опасаясь мошенников, значительно усложняют расчёты по банковской карте. И отчасти потому, что многим сетям невыгодно вводить расчёт по карточкам из-за комиссионных платёжных систем, которые съедают наценку магазинов.

Банки медлят


Двойной прирост. Президент компании Portmone.com Игорь Горин утверждает, что каждый год число платежей в его системе увеличивается вдвое.

"Бронируя билеты на сайте одного из лоу-костов, где расчёт предполагается исключительно в электронной форме, я столкнулась с тем, что с картой одного крупного банка, имеющего множество банкоматов, это сделать невозможно. Сначала отправляют дополнительно активировать карточку для онлайн-платежей, потом выясняется, что заявки не было. Потратила целый день, и в итоге пришлось после выходных перебрасывать деньги на карточку банка, который без дополнительных условий даёт возможность рассчитываться с помощью интернета", — говорит киевлянка Светлана Попова, потерявшая на промедлении с бронированием билета почти тысячу гривен.

Если в одних банках зарплатные и любые другие карты автоматически настроены на возможность работать с онлайн-расчётами, то в других для этого нужно обязательно стать участником специальной системы, которая, как в случае со Светланой, может просто не сработать или усложнить процесс онлайн-расчётов. "Большинство финансовых учреждений страхуется от мошенничества. Такие случаи нередки, и чем больше у банка выпущенных карточек, тем выше риск мошенничества. Соответственно, тем строже проверки и больше случаев необоснованных отказов в "раскрытии" карточки для интернета", — рассказывает Фокусу глава одного из крупнейших банков, попросивший не называть его фамилию. Это прекрасно знают владельцы интернет-магазинов. "Иногда банки настаивают на слишком жёстком контроле над транзакцией. Требуют указывать массу дополнительной не нужной самому магазину информации. Хотя лично нам за почти шесть лет работы доводилось сталкиваться со случаями возможного мошенничества всего несколько раз. И мы отменяли операцию до того, как деньги списывались со счёта в банке", — рассказывает о трудностях Михаил Ромахнюк.

Многие интернет-магазины вообще избегают работать с онлайн-платежами и остаются, по сути, интернет-витринами, а все расчёты по старинке осуществляются наличными — из рук клиента в руки курьера Многие интернет-магазины вообще избегают работать с онлайн-платежами и остаются, по сути, интернет-витринами, а все расчёты по старинке осуществляются наличными — из рук клиента в руки курьера . "Нам невыгодно работать с платёжными системами — наша наценка на товары составляет примерно 5 процентов, 3 процента я должен отдать платёжной системе в качестве комиссии. А делать товар, приобретаемый по безналичному расчёту, дороже, чем товар, за который платят "живыми" деньгами, я не могу", — подчёркивает директор одного из крупнейших в Украине интернет-магазинов Rozetka.ua Владислав Чечёткин. По словам Игоря Горина, чтобы компании было экономически выгодно принимать интернет-платежи по картам Visa и Mastercard, её наценка должна быть не менее 20%. Впрочем, по информации Фокуса, наценка интернет-магазинов, как правило, составляет 20-30%.


Утром стулья. Перед оплатой люди часто хотят получить товар, не веря, что смогут вернуть отправленные средства, считает генеральный директор FotoMag Александр Лозицкий.

"Пока львиная доля интернет-платежей приходится на расчёты за коммунальные услуги, интернет, кабельное ТВ, телефон и оплату других регулярных счетов физлиц. Доля платежей за материальные товары значительно ниже. За них, как правило, клиенты хотят расплачиваться уже после доставки", — утверждает Игорь Горин. При этом, по его словам, значительно чаще онлайн оплачивают подарки, цветы и другие приятные сюрпризы, предназначенные для другого человека. Если в "Комоде" Михаила Ромахнюка в 2010 году за интернет-деньги куплено 30% товаров, то в магазинах фототехники эта цифра в десять раз меньше. "Люди предпочитают заказать покупку, потом рассмотреть товар у курьера, чтобы иметь возможность не оплачивать товар и не беспокоиться о возврате денег", — отмечает генеральный директор FotoMag Александр Лозицкий. Чем сложнее техника, уверен эксперт, тем чаще клиенты предпочитают расчёт наличными по факту доставки, даже если у них есть возможность оплатить приобретение безналичным способом.

Частично решить эти проблемы можно с помощью переносных терминалов. "Мы внедрили их в этом году. Клиент может посмотреть на товар, а затем расплатиться карточкой", — говорит Михаил Ромахнюк из Komod.ua.

Виртуальные и непечатные

Другой способ виртуализировать оплату за услуги и товары — расплачиваться электронными деньгами. Пока в Украине этот рынок полулегальный — с августа 2009 года Нацбанк запретил обращение электронных денег, конвертированных другими странами, а собственных систем в Украине до сих пор нет. Только в конце ноября 2010 года финансовый регулятор выдал лицензии для двух банковских систем электронных денег — MoneXy банка "Контракт" и "Макси", эмитентом которой является VAB Банк. Как рассказал Фокусу зампред правления банка "Контракт" Павел Крапивин, сейчас идёт техническая подготовка системы, и к концу февраля она должна начать работу.

Между тем вопреки воле Нацбанка рынок объёмом примерно в $300 млн. работает и сейчас. Крупнейший игрок — WebMoney, по данным компании "Интернет. Деньги", контролирует до 80% этого сегмента. "Электронные деньги очень удобны. Это более надёжная система, чем расчёты карточкой — у мошенников меньше возможностей взломать кошелёк. Безусловно, существует определённая комиссия за их конвертацию из условных денежных единиц в реальные гривны и доллары. Однако участники могут меняться ими между собой, не выводя из системы", — рассказывает Павел Крапивин.

Собственно, на таких взаимообменах система держится и сейчас. "Мы работаем с электронными деньгами по старой памяти — ещё пару лет назад многие люди, работающие по аутсорсингу, особенно программисты, получали зарплату в таких единицах и готовы были их тратить на покупки в интернет-магазинах, работающих с виртуальными кошельками", — говорит Владислав Чечёткин. По его словам, сейчас работа с электронными деньгами влечёт за собой дополнительные налоговые проверки и нагрузку на бухгалтерию. Впрочем, считают эксперты, в случае успешного запуска эмиссия новых веб-денег уже через год может достичь $8-10 млн. в месяц, и работать с этим средством платежей станет легче. Тем более что это уже будет легальный рынок.

Интернет-расчётчики

Кто и в каких сегментах делит рынок онлайн-расчётов

Банковские карточки
Лидеры рынка интернет-банкинга, по данным Internet World Stats на конец 2010 года: ПриватБанк с 540 тыс. клиентов, ПУМБ (91 тыс.), Укрэксимбанк (81 тыс.), Universal Bank  (50,8 тыс.) и ОТП Банк (43 тыс.).

Электронные деньги
Официального рынка не существует. Де-факто на нём представлены WebMoney, "Яндекс.Деньги", Интернет.Деньги, PayPal

Системы оплаты счетов
Пользователям достаточно быть держателем платёжной карточки международных систем VISA или MasterCard. На рынке представлены системы Portmone, LiqPAY и др.

источник: focus.ua

© Информационный проект "Компромат.UA", 2007-2009. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на "Компромат.UA" обязательна.
Created by: © "Компания дизайн и интернет решений AB Design",
Powered by: © "Admin CMS", 2007-2009.