07 июня 2010 | 18:13
Министр образования и науки Дмитрий Табачник считает, что учебник истории для школьников не должен охватывать события последних 10 лет.
Об этом говорится в его заметке о том, каким, по мнению Табачника, должен быть учебник истории для украинских школьников.
"Я уверен, что в полном соответствии с европейской традицией учебник истории не должен охватывать события последних как минимум десяти лет. В ином случае это не история — это политика", — утверждает министр.
Табачник отмечает, что "изучение голых фактов, конечно, не всегда бывает достаточно для школьника, который ещё только учится самостоятельно обрабатывать и системно анализировать информацию, но идеологизацией учебника мы уже увлекались как в советские, так и в оранжевые времена".
"Наверное, пусть дети узнают о Голодоморе, последней войне и предшествующих ей войнах, о революциях и восстаниях из документов и фактов", — предлагает он.
"Мы же возьмём на себя смелость прокомментировать эти факты следующим образом: голод, "организованный" по злому умыслу государственных мужей, и голод, спровоцированный их некомпетентностью, в равной степени требуют ответственности виновных (если не юридической, то исторической)", — отмечает Табачник.
"Голод, от которого люди гибнут по социальному признаку, не менее страшен, чем голод, от которого люди гибнут по признаку этническому. Миллион погибших — не менее страшная цифра, чем десять миллионов", — подчеркивает он.
Табачник также отмечает, что любая война — огромное бедствие, "но оборонительная война — действие вынужденное, а агрессивная — произвольное, и их надо различать, а агрессор должен нести ответственность".
"Ученики должны знать, что любая революция, разрушая государственные скрепы, выпускает на волю столь разрушительную стихию ненависти всех ко всем, что следующие за революциями гражданские войны практически всегда бывают разрушительнее внешних вторжений, что в них не бывает победителей, кто бы ни победил, а восстанавливать государственность приходится годами и десятилетиями", — полагает министр.
По его мнению, подобный подход к истории, среди прочего, "значительно улучшит общественный климат в Украине".
"Главный гуманитарный урок — не человек для государства, но государство для человека — должен быть усвоен, равно как должен быть освоен механизм исторического анализа, позволяющий в будущем, опираясь на собственные знания, отличать зёрна от плевел, информацию от манипуляции, агитацию от пропаганды", — заявляет Табачник.
При этом он отмечает, что концепцию нового учебника истории не может определять лично он, как и Министерство образования и науки, ибо это — работа "для широкого круга экспертов-политологов, учёных-историков, а также учителей средних школ и преподавателей университетов".