КОМПРОМАТ.UA
(http://compromat.ua/images/16/40982/index.html)


Валентин Наливайченко: Мне будет приятно, если СБУ возглавит Валерий Хорошковский

Валентин Наливайченко  |  comments.com.ua

Валентин Наливайченко: Мне будет приятно, если СБУ возглавит Валерий Хорошковский

  автор: Беседовал ОЛЕГ ТУРОВСКИЙ  
09 марта 2010

О достижении "декагэбизации" СБУ, планах на будущее и перспективах доведения до суда дел об отравлении Ющенко и убийстве Гонгадзе рассказал председатель СБУ Валентин Наливайченко.

Избран новый Президент, а должность главы СБУ относится к так называемой президентской квоте, не собираетесь ли вы подавать в отставку?

Безусловно, я собираюсь уйти с этой должности, но отставка не оговорена законодательством. Законом предусматривается освобождение от должности решением ВР по представлению Президента. Я уже был у нового Президента с докладом относительно состояния национальной безопасности и подтвердил, что готов уйти с должности, если он посчитает это необходимым. Новый руководитель СБУ при новом Президенте — я считаю нормальной европейской практикой.

Среди потенциальных руководителей СБУ называются фамилии первого заместителя председателя СБУ Валерия Хорошковского и нардепа от ПР Григория Ильяшова. Кого бы вы порекомендовали Виктору Януковичу?

Во-первых, Виктор Янукович не обсуждал со мной имя моего преемника, поскольку определиться в этом вопросе — это его исключительное право. Что касается названных вами кандидатур, то мне будет приятно, если Валерий Хорошковский, мой первый заместитель, с которым я проработал больше года и в конечном итоге рекомендовал его на эту должность, возглавит СБУ. И мне это было бы не только приятно, но и с профессиональной точки зрения понятно, кому именно я должен передать дела цивилизованным образом. Хочу добавить, что ни во время моего пребывания в должности, ни тем более при моем уходе с должности ни одно дело не будет незаконно вынесено, сожжено или закрыто.

Вы так говорите, будто что-то было сожжено вашими предшественниками...

Когда я пришел работать в СБУ под руководством Игоря Дрижчаного, то, например, оперативное досье на Семена Могилевича, собранное на территории нашего государства, мы воссоздавали до 2007 года. И когда оно оказалось утерянным, на этот счет было много спекуляций, и мы как спецслужба не могли достойно ответить.

Если речь уже зашла о резонансных делах, как вы оцениваете перспективы раскрытия дел об отравлении Виктора Ющенко и убийстве Георгия Гонгадзе? Например, недавно заместитель председателя Администрации Президента Анна Герман выразила мнение, что эти дела никогда не будут раскрыты...

Что касается отравления Виктора Ющенко, то в 2007 году я принципиально был убежден, что именно тогда у следственной группы было достаточно материалов, чтобы направить дело в суд. Были все основания и для предоставления международных следственных поручений относительно выдачи главного подозреваемого, который находился на территории другого государства. Для подведения итогов тогда были и правовые предпосылки, и воля руководителя СБУ, но не хватило решительности у руководителей Секретариата Президента. Пусть ответят, почему они посоветовали Виктору Ющенко передать дело в Генпрокуратуру, где была создана отдельная следственная группа. Теперь я не имею ни возможности, ни права говорить о том, в каком состоянии сейчас это дело. Что касается дела Гонгадзе, то мы задержали главного подозреваемого — Алексея Пукача, им занимается теперь Генпрокуратура, правда, содержится он и сейчас у нас в специальном месте, ведь мы обещали, что он будет жив и здоров. Мы помогли Генпрокуратуре и установили места массового захоронения человеческих останков, среди которых фрагменты черепа Георгия Гонгадзе. А окончательную точку по делу Гонгадзе должна поставить Генпрокуратура.

Если на эти дела смотреть с политической точки зрения, они когда-то дойдут до суда?

Я не политик. Как руководитель СБУ я знаю много неприятных вещей о политиках, потому я ответил так, как ответил. Могу прибавить, что как человек я убежден, что в деле отравления Ющенко можно было поставить точку еще в 2007 году. Относительно убийства Гонгадзе могу сказать, что выяснено все необходимое для того, чтобы, по крайней мере, похоронить человека достойно.

Говорят, эти дела потому не доходят до суда, что позволяют держать многих высокопоставленных политиков в подвешенном состоянии. Что вы думаете по этому поводу?

Виктор Ющенко не давал мне никоим образом понять, что нужно затягивать эти дела. Не почувствовал я подобного отношения и при общении с Виктором Януковичем. Могу уверенно отвечать за свое ведомство. Что касается заказчиков убийства Гонгадзе, на этот вопрос могут ответить лишь следователи Генпрокуратуры, которые допрашивают Пукача. Я не могу сказать, назвал ли он заказчиков. А, возможно, они ему и не известны. Но указания он от кого-то получал. Относительно отравления Ющенко, то здесь еще сложнее выявить заказчиков, потому что в руках украинских правоохранителей нет главного подозреваемого.

За время существования независимой Украины вы стали одним из самых активных проводников курса декагэбизации СБУ. Скажите, чего вам удалось достичь в этом направлении?

Декагэбизация — не только моя заслуга, это реализация программы по реформированию СБУ, разработанной комиссией при Викторе Ющенко, которая осуществляется под надзором Общественного совета СБУ. Что касается результатов "декагэбизации", то самые главные достижения, во-первых, то, что в СБУ говорят по-украински, во-вторых, то, что СБУ нашла в себе силы и решимость открыть архивы о преступлениях против человека, все дела на реабилитированных, а сегодня даже и на нереабилитированных лиц, все дела о деяниях преступного режима с 1917 по 1991 годы, в-третьих, продолжается демилитаризация СБУ. Например, коллегия СБУ наполовину состоит из государственных служащих. Я, кстати, тоже госслужащий первого ранга "без погон". И еще, мне кажется, мы добились большей открытости, прозрачности в работе СБУ и подконтрольности не только парламенту, но и общественным организациям, которые занимаются, к примеру, беженцами, защитой журналистов. Однако все это необходимо закрепить законодательно, и тогда я буду считать, что первый этап реформирования СБУ завершился. Думаю, дальше нужно набраться смелости и как можно больше сузить следственные функции СБУ, почти полностью отойти от экономических преступлений. Почти — потому что есть экономические преступления с внешним вмешательством, и они должны были бы быть под контролем СБУ.

Насколько Украина интересна в плане промышленного и военно-технического шпионажа?

Без преувеличения могу сказать: очень интересна. Это подтверждается вниманием китайской, российской, польской разведок. Речь идет не только о промышленном шпионаже, но и о хищении государственных тайн в военно-технической сфере. Нам удалось разоблачить людей, работавших на китайские спецслужбы. А недавно в Одесской области на горячем задержан полковник российской ФСБ. Мы тщательно отслеживаем внешние влияния и на украинских политиков, но по понятным причинам эту работу не делаем достоянием общественности.

Не ожидаете ли вы после избрания Президентом Виктора Януковича, который считается пророссийским политиком, реабилитации и активизации различных сепаратистских организаций, таких как "Донецкая Республика", кстати, дело на ее основателей отправлено на дорасследование, " Севастополь — Крым — Россия", Сойм подкарпатских русинов?

Я считаю сепаратизм в Украине одним из главных вызовов для СБУ. В этом направлении сделано немало — открыты и доведены до суда дела относительно организаторов названных вами сепаратистских организаций. Что касается Виктора Януковича, то я не считаю, что при его президентстве сепаратисты будут чувствовать себя раскованно. Мне кажется, Виктор Янукович не заинтересован в усилении иностранных влияний, в частности через различные сепаратистские организации.

Между тем поговаривают, что сепаратисты в Украине поддерживаются не только извне, но и отечественными политиками. Что вы думаете по этому поводу?

СБУ, разумеется, чувствовала, что сепаратисты имеют политическую поддержку и на местном уровне, но для того, чтобы кого-то обвинять, у нас нет фактов.

Как должна финансироваться СБУ, чтобы она эффективно выполняла свои функции?

Могу сказать, что сейчас финансирование недостаточное. Первое — необходимо выделять больше средств на социалку: на обеспечение жильем молодежи, которая идет работать в СБУ, на повышение зарплат, ведь сейчас младший сотрудник получает 2 тыс. грн. со всеми доплатами. Второе — каждая спецоперация имеет свою цену, свою смету. Например, задержание Пукача — это несколько миллионов гривен за два с половиной года работы. Необходимо было финансировать командировки, спецтехнику, транспорт для трех групп. А на каком автомобиле ехали задерживать Пукача?! Хорошо, если ваше издание не попадет к нему в камеру, а то он огорчится, узнав, что группа выезжала на его задержание на полуполоманном Daewoo, какого года выпуска — не скажу, хоть это и не государственная тайна.

Если вам придется освободить должность главы СБУ, какие у вас личные планы: остаться в кадровом резерве, вернуться на дипломатическую работу или, возможно, уйти в бизнес?

Пока я не могу сказать, где буду работать дальше. Сейчас хотелось бы просто немного отдохнуть. А вообще, я ведь профессиональный дипломат, возможно, попробую вернуться на дипломатическую службу. Я владею несколькими языками, правда, нужно привести их в "боевую готовность". Английский — в нормальном состоянии, финский немного запустил, давно на нем не общался, а раньше у нас в Киеве был "финский клуб" аж из пяти человек. В другие страны не рвусь, уже наездился, хватит.

04.03.2010

источник: comments.com.ua

© Информационный проект "Компромат.UA", 2007-2009. Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на "Компромат.UA" обязательна.
Created by: © "Компания дизайн и интернет решений AB Design",
Powered by: © "Admin CMS", 2007-2009.